ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Маврикий (Полетаев Михаил Владимирович) - архимандрит  


Преподобномученик Маврикий (Полетаев)


Преподобномученик Маврикий (Полетаев Михаил Владимирович) родился 18 декабря 1880 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье священнослужителей: его отец протодиакон Владимир (Полетаев) служил в Андреевском соборе при святом праведном Иоанне Кронштадтском, а мать Мария Петровна (в девичестве Нисвитская) была племянницей супруги отца Иоанна — Елизаветы Константиновны. Поэтому можно предположить, что святой праведный Иоанн Кронштадтский не мог остаться безучастным к судьбе молодого человека из родственной семьи и благословил его на путь служения Господу.

В июне 1901 года Михаил Владимирович окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию с аттестатом 2 разряда, в августе 1903 года рукоположен во священника и с 11 августа 1903 года определен к Троицкому храму села Горо-Валдай Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии.

С 1917 года отец Михаил с семейством отправляется служить в Закаспий, в древний туркменский город Мерв (ныне город Мары). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в самом начале двадцатого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Закаспия. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве. Прослужив несколько лет настоятелем этого храма, отец Михаил «за усердное служение Церкви» был возведен в сан протоиерея. По свидетельству внучки отца Михаила — Анны Владимировны Мирошниковой, когда отец Михаил овдовел, то переехал во Владимирскую губернию, где принял монашеский постриг с именем Маврикий. Его дети к этому времени были взрослыми и жили отдельно.

Согласно Архиву ДКНБ по Карагандинской области (дело № 2060), отец Михаил сначала служил в Переславле-Залесском, где у него остались верные духовные дети: Матрена Мельникова из села Внуково и Мария из села Веськово (житие иеромонаха Варсонофия (Бессонова)).

В возрасте сорока семи лет отец Михаил в 1927 году принял монашеский постриг с именем Маврикий в Пустыни Параклита (от греческого: Дух Святой, Утешитель) при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

8 сентября 1928 года архимандрита Маврикия, который служил в то время в городе Юрьев-Польский Владимирской области, арестовали, и Коллегией при ОГПУ по обвинению за «контрреволюционную деятельность» (ст.58-10 УК РСФСР) он был приговорен к трем годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. По освобождении из ссылки архимандрит Маврикий с 1930 по 1935 год служил в Всехсвятской церкви на Кукуевском кладбище Сергиева Посада — подворье Троице-Сергиевой Лавры, и в другом подворье Лавры — в Петропавловской церкви, проживая в доме № 27 по улице Нижнекукуевская, где и был арестован 21 октября 1935 года и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы, в которой находился до февраля 1936 года. Поводом к аресту послужило «существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и игуменом Максимилианом».

Особым Совещанием при НКВД СССР 8 февраля 1936 года по обвинению в «антисоветской агитации, активном участие в контрреволюционной группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в контрреволюционных целях могилы «старца Алексия Зосимовского» (Соловьева), распространении провокационных слухов» был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

В обвинительном заключении говорилось, что «... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи бывшей «Сергиевской Лавры» — Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан… и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий ... Марченко и Полетаев восстановили свои связи с бывшими монахами «Сергиевской Лавры» и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную контрреволюционную группировку, объединили вокруг себя бывших монахов, монашек и контрреволюционно настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью… Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в контрреволюционных целях прославляли могилу «старца Алексея Зосимовского» (Соловьева), похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в антисоветском духе...».

9 февраля 1937 года архимандрит Маврикий был отправлен в одно из подразделений ГУЛАГа — КарЛАГ.

На первом году заключения, 28 сентября 1937 года архимандрит Маврикий Тройкой при УНКВД по Карагандинской области был признан виновным в «создании в КарЛАГе НКВД контрреволюционной группы, которая под руководством Полетаева проводила богослужения и тем распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников, ... отбывая меру соцзащиты в КарЛАГе НКВД... создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства...».

Свидетели, проходящие по делу говорили, что «Полетаев был организатором собраний заключенных, читал молебны, имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, — он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, ... призывает покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу. И еще, Полетаев говорил нашим страданиям придет конец, ... вера истинных христиан восторжествует в России снова».

На допросах архимандрит Маврикий показал, что «...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен», все остальные обвинения отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать контрреволюционную группу. «Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял», — говорил священномученик на допросе.

По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который в 1933-1943 годах отбывал сроки в различных лагерях и тюрьмах, в том числе находился и в КарЛАГе, отца Маврикия «сильно мучили, а потом расстреляли».

Приговор Тройки при УНКВД по Карагандинской области в отношении пятидесяти семилетнего архимандрита Маврикия приведен в исполнение 4 октября 1937 года, его похоронили в безвестной могиле.

В 1989 году архимандрит Маврикий реабилитирован Прокуратурой Владимирской области по 1928 году репрессий; 15 декабря 1989 года реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1936 году репрессий, 30 сентября 1997 года, реабилитирован прокурором города Караганды по 1937 году репрессий.

Архимандрит Маврикий канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

В семье архимандрита Маврикия традиция служения Богу, Церкви, людям не прекратилась — его правнук иерей Игорь (Васько) встал на путь пастырского поприща и стал преподавателем Минской духовной академии.