ПЕРСОНАЛИИ  >  Житие


«

Похвалынский Алексей Васильевич – священник  


Священник Похвалынский Алексей Васильевич

(проект жития)

Будущий священник, Похвалынский Алексей Васильевич, родился 20 мая (ст.ст.) 1866 года во Владимире в семье чиновника Владимирского Окружного Суда Василия Александровича Похвалынского.

С 1882 по 1887 год Алексий Похвалынский учился во Владимирской духовной семинарии, которую окончил полным курсом по 2 разряду. Во "Владимирских епархиальных ведомостях" в 1987 году сообщалось: "Алексий Похвалынский закончил Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду и удостоен преимуществ, присвоенных окончившим полный курс учения в духовной семинарии".

После окончания семинарии Алексий Похвалынский трудился на светском поприще в качестве канцелярского служителя 2 разряда во Владимирском губернском правлении (с 1892 года), помощника делопроизводителя правления (с 1894 года), коллежским регистратором (с 1895 года), помощника делопроизводства врачебного отделения Правления. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 17 сентября 1898 года Алексий Васильевич был произведен в губернские секретари.

Алексий Васильевич был женат первым браком на дочери коллежского секретаря Марии Федоровне Косаткиной. 27 сентября 1897 г. у супругов родилась дочь Зинаида, в 1898 году 8 декабря - сын Николай.

В 1900 году чиновника Алексия Похвалынского уволили в духовное ведомство и он служил законоучителем земского училища. 25 марта Владимирская духовная консистория сообщала Владимирскому губернскому правлению о рукоположении бывшего чиновника Правления во священники Богословской церкви села Михалева Ковровского уезда.

Любя Бога всем сердцем, отец Алексий любил и храмы, в которых служил - он занимался их благоустройством. Немало сил и времени уделял священник просвещению детей светом Евангельского учения и книжного разумения, трудясь в селе Михалево в церковно-приходской школе.

В 1904 году отец Алексий был определен на священническое место в село Махра Александровского уезда. Здесь отец Алексий трудился также в земской народной школе, в которой обучалось около ста человек.

Пастырское служение отца Алексия было отмечено церковными наградами: благословение епископа Сергия (1904), набедренник (1907), камилавка (1919). От священнического призвания отец Алексий не отрекся и в трудные для Русской Церкви годы гонений. 27 сентября 1937 года отец Алексий был арестован в Махре - селе, где находился вверенный ему храм.

В справке на арест сообщалось: "Александровское РО НКВД располагает сведениями о том, что поп с. Махры Александровского района Ивановской области Похвалынсикй Алексей Васильевич, проживающий в церковной сторожке махринской церкви, организует около себя группу церковников, которые под его руководством проводят антисоветскую деятельность. Сам Похвалынский производит нелегальный сбор денег с колхозников, говоря им, что деньги необходимы для расходов на поездку в Москву с жалобой на неправильные действия органов Советской Власти, которые производят насильственное закрытие церквей и незаконные аресты духовенства. При этом распространяет провокационно-пораженческого характера слухи".

Трудности исполнения великих пастырских задач усугублялись в те времена тем, что не только со стороны властей, а - что особенно горько - и со стороны некоторых своих пасомых отец Алексий встречал холодность, неуважение и даже предательство. Так, в протоколах допроса встречаем показания жителей села Махры, которые утверждали, что священник Похвалынский якобы говорил о гонениях на Церковь, о грядущей войне, о бесчеловечности власти, о несправедливых выборах в Верховный Совет… Отец Алексий открыто призывал выступить против насильственного закрытия церквей, называл Сталина диктатором.

Однако сам отец Алексий свою вину не признал и показания свидетелей отрицал. Вот как выглядел протокол его допроса от 18 октября 1937 года.

ВОПРОС: Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность среди населения. Предлагаю прекратить запирательство и давать следствию правдивые показания о своей контрреволюционной работе.

ОТВЕТ: Никакой контрреволюционной работы я не вел.

ВОПРОС: Из материалов следствия видно, что вы ходили в дома к колхозникам и вели там антисоветскую агитацию. Расскажите, какие велись разговоры Вами?

ОТВЕТ: При встречах с верующими я вел разные разговоры, например, вел разговор о том, что неправильно делают органы советской власти, не разрешая открывать церковь. О том, как писали жалобу на РИК, зажимающего справление религиозных обрядов. О том, что НКВД проводит аресты духовенства, а поэтому надо держать себя поосторожнее. О том, что конституцию-то издали, а свободы религиозным убеждениям не дают и т.д.

ВОПРОС: Нам известно, что Вы рассказывали верующим о скором конце мира и сошествии антихриста. Расскажите, где и когда Вы это говорили?

ОТВЕТ: Никогда об этом не рассказывал.

ВОПРОС: Проводили ли поборы с колхозников без разрешения на это?

ОТВЕТ: Правильно, поборы проводили без разрешения на это сельсовета. Собирали для расходов на поездку в Москву с жалобой на неправильные действия органов Советской власти, насильно закрывающие церкви.

ВОПРОС: Из материалов следствия видно, что Вы среди колхозников занимались антисоветской агитацией пораженческого характера. Вам зачитано показание свидетеля. Расскажите по существу данного вопроса?

ОТВЕТ: Показание свидетеля отрицаю.

ВОПРОС: Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении?

ОТВЕТ: Виновным себя не признаю.

В тот же день следственное дело по обвинению А.В. Похвалынского было направлено на рассмотрение «тройки» УНКВД Ивановской области по первой категории. 26 октября был вынесен приговор, а 27 октября 1937 года священник Алексий Похвалынский был расстрелян.