ПУБЛИКАЦИИ


«

Цветков Василий Родионович - псаломщик публикации


Ю. Васищев, председатель Вязниковского АЖР.
Судьбы тяжелой испытания.

Работа в Ассоциации познакомила меня со многими людьми, столкнула с судьбами и трагедией многих вязниковцев, произошедшей много десятилетий назад. Это люди разных профессий, вероисповедания, занимаемого ими в тогдашнем обществе положения. Невозможно равнодушно пройти мимо них, потому я и взял на себя труд описать судьбы этих людей, вернуть память о них в своем повествовании. Здесь крестьяне и рабочие, местная интеллигенция, священнослужители, государственные и партийные работники. Буду рад, если это поможет кому-то узнать о судьбах своих родственников, близких, знакомых, подтолкнет на новые поиски и находки.

Беспокойная, полная частых переездов военная служба привела меня в 1979 году на вязниковскую землю, да так и оставила здесь, навсегда связав меня с ней. Очень часто приходилось ездить по району. Моему взору открывались прекрасные картины среднерусской земли, привлекающие внимание и вызывающие желание побольше узнать об этом крае.

Одним из первых таких знакомств было село Успенский Погост. Из исторической справки я узнал: "Успенский Погост — село Пречистое при реке Суворощь, от Вязников — 17 верст, число дворов — 66, мужчин — 169, женщин — 200 человек. Две церкви, в селе было две школы: с 1877 г. — земская на 58 учеников, с 1886 г. — церковно-приходская на 65 учеников". Это данные на начало века. Когда-то село было очень большим и богатым, стояло на торговом пути, в нем проводилось две годовых ярмарки. Но после того, как торговый путь переместился и пролег через Фоминки, село стало терять свою былую славу, а развитие промышленности, создание фабрики в Шустове окончательно подорвало его. Село стало хиреть, сократилось количество подворий, а значит, убыло и население. Вот что я смог тогда узнать.

Эти сведения ничего не говорили о жителях села, их судьбах. Я и не предполагал, что дела Ассоциации сведут меня вплотную с судьбами именно его жителей.

В мае 1996 года в разговоре с жителем д. Бородино я узнал о женщине из Шустова, которой отказали в реабилитации отца только потому, что он жил на нетрудовые доходы. Обратила на себя внимание формулировка отказа. Я не поверил в это, но он вновь и вновь уверял меня, что дело обстоит именно так. Я попросил его сообщить этой женщине телефон Ассоциации и позвонить нам. Вскоре состоялся телефонный разговор, а затем и встреча.

Рядом со мной сидит пожилая женщина. Ровным тихим голосом она ведет свой рассказ, и только пальцы ее натруженных рук выдают волнение: "Родилась в 1925 году в селе Успенский Погост в семье священнослужителя. Об отце знаю со слов матери, помню его мало, мне было восемь лет, когда он ушел, из моей жизни навсегда...".

Сейчас, спустя 116 лет, почти невозможно установить, где он родился, кто были его родители, как сложилась их жизнь. Будет больше вопросов, чем ответов, поэтому воспользуюсь сведениями, полученными из рассказа его дочери, скупых данных архивных и официальных документов, памятью очевидцев.

Цветков Василий Родионович родился в 1880 году. Был монахом, возможно в Вязниковском мужском монастыре. Что подвигло его на монашескую жизнь? Семейная драма, глубокая вера, другие жизненные обстоятельства? Этого не узнать никогда. Можно с уверенностью сказать одно: этим выбором он обрек себя на очень трудную стезю, так как постриг в монахи включает обет безбрачия, бедность, послушание. Монашеский подвиг направлен по сути на то, чтобы умереть для греха и духовно ожить для Христа. Монастыри для христианского мира очагами благотворительности, центрами духовного и национального сознания.

После Октябрьской революции 1917 года начался разгон монастырей, затем — гражданская война. В. Р. Цветков участвует в ней на стороне красных. В 1921 году он приходит в село Успенский Погост и поселяется в нем; женится на уроженке села Анастасии Степановне и через год у них появляется первенец — сын Алексей. Василий обзаводится небольшим домиком, хозяйством; в1925 году в семье Цветковых рождается дочь Клавдия. К этому времени Василий — псаломщик церкви Пречистой Богородицы в Успенском Погосте. Он пользуется уважением в селе. Даже сейчас спустя столько лет, те, кто помнят его, с теплом отзываются о нем: "Был добрым, отзывчивым, очень любил детей".

Клавдия Васильевна продолжает: "Где-то по весне 1933 года родителей вызвали в Паустовский сельсовет. Вечером мать вернулась. В этот же День из дома стали выносить имущество. Через два дня вернулся отец. В руках у него был документ".. Она кладет передо мной на стол пожелтевший от времени лист бумаги. В левом углу четкий фиолетового цвета штамп Паустовского сельсовета, дата 17 апреля 1933 года, номер. Вот его содержание: "Вас. Род. Цветкову. Сельский совет предлагает выселиться в 24 часа из дома, в случае невыселения будете выселены через милиционера".

На втором листе из старой амбарной книги — "Акт описи имущества Цветкова В. Р., служителя культа с. Успенский Погост в присутствии Парфенова, Костримина, Ганабина, Данилова". Произвели опись имущества. Перечислено 27 наименований, указано количество, цена. Внизу описи указано: "Описанное имущество изъято, копия акта вручена владельцу". И четыре подписи. Но документ этот кроме четырех подписей не имеет ни штампа, ни печати сельсовета и потому юридической силой не обладает.

Через несколько дней в селе появляется черная машина, так называемый "воронок", она останавливается у дома Цветковых, трое мужчин входят в дом. У дома уже собираются односельчане. "За Цветковыми приехали", — слышится в толпе. Селянам уже знакома такая машина. Не так давно перед этим арестован протоиерей церкви Пречистой Богородицы Константин Светозаров. Цветкова выводят из дома, он успевает поклониться односельчанам, его усаживают в машину и увозят. Увозят навсегда. Больше его семья и односельчане не увидят и ничего не будут знать о нем. В дальнейшем его судьба останется неизвестной и загадочной.

"После ареста отца, — продолжает Клавдия Васильевна, — нас выселят из дома. Мама, оставшись с двумя детьми, по совету добрых людей поселится в церковной сторожке, и мы проживем там до 1961 года. Отсюда в сорок первом году брат Алексей уйдет добровольцем на войну". Алексей Васильевич Цветков погиб в 1942 году, он занесен в Книгу памяти Владимирской области по Вязниковскому району.

Во время войны Клавдия Васильевна оканчивает курсы шоферов И работает на машине. Потом сорок семь лет проработает на фабрике "Марксист" в Шустове, выйдет на пенсию. Имеет медали "За доблестный труд во время войны", "Ветеран труда". Воспоминания о жизни немногословны: "Жили бедно, ютились в сторожке... Когда познакомилась с парнем, долго стеснялась показать, где живу. Расставались у чужого дома. Мама умерла в 1966 году.

В 1992 году в газете "Маяк" прочитала статью "Успенский Погост", в ней говорилось и о судьбе священнослужителей, была фамилия и моего отца. В конце статьи говорилось, что все священники были реабилитированы. Так и считала, что мой отец тоже реабилитирован. Но оказалось, что это не так.

"В 1995 году обратилась во Владимирскую прокуратуру с просьбой о его реабилитации и выдачи справки об этом. Через некоторое время мне сообщили, что мое заявление переслано в ИЦ УВД области для решения вопроса. Снова ждала и вот получила ответ" - Клавдия Васильевна протягивает несколько листов - справку Владимирского госархива: "В документах Вязниковского райисполкома за 1930-33 гг. имеется именной список о лишении избирательных прав по Паустовскому сельсовету, в котором значится житель села Успенский Погост Цветков Василий Родионович, 1880 г. р. В апреле 1930 года Вязниковский РИК рассматривал материал о раскулачивании Цветкова В. Р. Он как служитель культа и его жена иждивенка были лишены избирательных прав". В постановлении так и записано: "Лишение избирательных прав Цветковых В. Р. и А. С. считать правильным как лиц, живущих на нетрудовые доходы".

Других данных о раскулачивании, а также описи и акта изъятия имущества Цветкова В. Р. в облархиве нет. Не располагает Владоблтрокуратура и данными о привлечении Цветкова к уголовной ответственности по политмотивам. На основании всего этого Цветкову В. Р. в реабилитации постановили отказать. А по заключению ИЦ УВД Владимирской области факт применения к нему политрепрессий в административном порядке может быть установлен через суд с помощью двух-трех свидетелей по месту жительства или по месту применения репрессий".

Вот как бывает в жизни. Нет никаких сведений о нем. Со дня его рождения прошло 116 лет, его давно нет в живых. А восстановить правду о нем можно только через суд.

Где искать сведения о нем, его дальнейшей судьбе после ареста? Невозможно поверить, что после совершенного над ним насилия он бесследно исчез. Репрессивная машина того времени работала четко, фиксировала все до последней мелочи. Даже если предположить, что Цветков В. Р. был убит при так называемой "попытке к бегству", все равно эти сведения были бы зафиксированы. В те далекие годы на территории района неоднократно проводились военные учения, свирепствовал военный трибунал. Было осуждено Военным трибуналом МВО несколько священнослужителей и много жителей города и района.

И вот по просьбе Клавдии Васильевны Ассоциация, начала поиск. Запросы в ИЦ УВД области, УФСБ, Военный трибунал МВО, ГИЦ, МВД РФ и отовсюду ответы: сведениями о репрессии и реабилитации Цветкова В. Р. не располагаем. Поиск зашел в тупик. Осталась последняя возможность — суд. Мы помогли Клавдии Васильевне составить исковое заявление. В нем она ставит вопросы: признать своего отца умершим. Только после этого суд рассмотрит следующий вопрос — признать применение к В. Р. Цветкову репрессий в административном порядке и факт конфискации у него имущества. Нам удалось разыскать двух свидетелей, могущих дать показания по этим вопросам. И вот 4 сентября 1996 г. Вязниковский суд выносит решение: "Признать Цветкова В. Р. умершим. Днем смерти установить дату вступления в силу суда, т. е. через десять дней". Таков закон. Второе заседание суда назначено на 10 ноября. В этот день суд выносит второе решение: "...Признать применение к Цветкову Василию Родионовичу политических репрессий в административном порядке по религиозным мотивам, а также факт конфискации у него имущества".

После этого Вязниковская АЖР обратилась в ИЦ УВД области с заявлением о реабилитации Цветкова В. Р. на основании решения, вынесенного Вязниковским судом. Через некоторое время Клавдия Васильевна получила письмо и в нем долгожданный документ — справку о реабилитации за подписью начальника УВД Владимирской области Л. П. Посашкова. Клавдия Васильевна добилась правды, спустя 63 года после ареста, ее отец реабилитирован посмертно.

Но судьба его так и не выяснена, хотя для этого теперь есть надежда. В адрес Ассоциации недавно пришло сообщение: "...В ответ на ваше письмо, направленное в ГИЦ МВД РФ, сообщаем, что по материалам уголовного дела в отношении священнослужителя Светозарова К. М. проходил Цветков В. Р. псаломщик церкви Успенский Погост". Это уже, как говорится, "теплее", появилась надежда выяснить, что же случилось с Василием Родионовичем в том далеком 1933 году, после того, как его арестовали.

И еще об одном жителе села Успенский Погост. В одном из сентябрьских номеров газеты "Маяк" за прошлый год в статье "Место смерти — город Иваново" я писал о просьбе к вязниковцам жительницы Волгоградской области Р. Г. Сычевой прояснить судьбу ее отца Пешкова Герасима Максимовича. Он проживал в селе Успенский Погост и работал конюхом на фабрике "Марксист" в Шустове, а 3 февраля 1941 года был арестован по обвинению в том, что, являясь участником антисоветской группы церковников, проводил среди своего окружения антисоветскую агитацию. По приговору Судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда осужден к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован постановлением Президиума ВС РСФСР. Сохранившаяся в деле фотография Г. М. Пешкова будет переслана его дочери. Просим сообщить ее адрес".

Из письма Раисы Герасимовны Сычевой, дочери Герасима Максимовича: "...Очень благодарна Вязниковской АЖР за то, что узнала о моем отце и за адрес, куда мне обратиться за его фотографией, я написала письмо и жду ответ. О своем отце я знаю немного. Отец у нас был верующий в Бога. В выходные дни ходил в церковь и нас этому учил, был очень строгий. В один из дней к нам зашел милиционер и с ним женщина. Спросили: "Герасим Максимович кто такой?" Отец ответил: "Я". "Вы арестованы", — сказали они и начали делать обыск. Как его увезли, мы ничего о нем не могли узнать, пока я в "Маяке" не увидела фамилию и имя своего отца".

Проходят годы, тайное становится явным. Ибо сказано в Священном Писании: "Не хочу оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды".

Ю. Васищев, председатель Вязниковского АЖР.

Опубликовано в газете "Маяк", 1996 г., №7, г. Вязники.