ПУБЛИКАЦИИ


«

Серафим (Урбановский Николай Александрович) – игумен публикации


М. А. Головкина
К 100-летию архимандрита Серафима (Николая Александровича Урбановского).

"Многие каслинцы из года в год приходят на могилу о. Серафима, чтобы поклониться доброму батюшке, чтобы попросить его святого заступничества перед Богом. Настоятелем храма Вознесения Господня в городе Касли отец Серафим прослужил без малого 23 года. Родился Николай Александрович Урбановский 29 марта (по старому стилю 15 марта) 1908 г.

В своих воспоминаниях он рассказывает о своей семье:
«Мои родители по национальности русские: отец, Александр Алексеевич, и мать, Варвара Николаевна, Урбановские, происходили из чиновничьей среды. Сначала Германской войны 1914 года отец в чине офицера ушел на защиту нашей Родины, где в сражениях и погиб. Мать всегда занималась по хозяйству...».

В последствии матушка о. Серафима жила с его сестрой, которая была инженером и работала на одном из Ленинградских заводов. Среднее образование Урбановский Николай Александрович получил в городе Сычевка, Смоленской губернии, с 1915 г. по 1925г.

Поскольку семья была религиозной, то уже с восьмилетнего возраста Николай прислуживал в алтаре при местном Вознесенском соборе. По благословению священников всегда на службе надевал детский стихарь, это было для мальчика настоящей наградой. После окончания школы служил ризничим при соборе.

В 1927 году юноша уезжает в Москву, где находит приют в Никольском единоверческом мужском монастыре, затем, вскорости, становится насельником Сретенского монастыря. Будучи еще совсем молодым человеком, Николай Урбановский выбирает трудный путь служения Богу и людям. В 1928 году он принял монашеский постриг с именем Серафим, в честь преподобного саровского чудотворца Серафима.

Отец Серафим начал свое монашеское служение клириком при Никольском монастыре. В 1929 году был рукоположен в сан иеродиакона и продолжил свое служение в Сретенском мужском монастыре. Невероятно трудно было в те годы оставаться верным, один раз выбранному духовному жизненному пути. Православное священство испытывало давление и со стороны так называемых «обновленцев» и со стороны молодой советской власти.

Из воспоминаний архимандрита Серафима:
«В 1930 году я был призван в тыловое ополчение, которое ранее нам заменялось, как лишенным права голоса гражданам, военным налогом. Призыв в тыловое ополчение разлучил меня со своею обителью... Из служителей церковного культа нас было немного; были и донские казаки вместе с нами. В числе их помню диакона Николая Пастухова; были псаломщики, были регенты - все они были с прекрасными голосами донские певцы».

На работах военного ведомства в Великолукской области отец Серафим прослужил с 1930 по 1933 годы. После отбытия воинской повинности в 1933-1934 годах отец Серафим назначается настоятелем Преображенского прихода в селе Шумаши, Рязанской области. Однако не долго пришлось послужить молодому настоятелю, в 1934 году, в период активных репрессий против Русской православной церкви, отец Серафим, как и многие священнослужители, был выслан на поселение в Коми АССР. Но перед этим была знаменитая Бутырская тюрьма.

Из воспоминаний отца Серафима:
«Бутырская тюрьма в Москве. Камера приспособлена на 25 человек. Все 25 коек одной своей стороной наглухо привинчены к стене; вторая сторона коек к ночи вместе с матрасами отбрасывалась и твердо становилась на ножку. Но нас здесь находилось не двадцать пять, а восемьдесят семь. А потому все подвесные кровати были откинуты и на всех на них лежали не матрасы, а голые неотесанные доски. В двух огромных окнах форточки не закрывались. Конечно, наша камера ничем не отличалась от других камер тюрьмы, тюрьма была до отказа всегда переполнена. Кого только тут было ни встретить! Каких наций здесь ни перебывало, каких званий и профессий ни перебывало здесь!»

Молодому монаху пришлось встретиться и с бывшим царским генералом Л. Н. Быковым. Он, коротая тюремное время, обучал сокамерников иностранным языкам, которые знал в совершенстве. Незабываемой была встреча с иерархом Русской православной церкви высокопреосвященнейшим митрополитом Кириллом Казанским. Владыка рассказывал о поездке в Ясную Поляну для увещевания графа Л. Н. Толстого, а также о том, что он лично вел дело о гнусном поведении Григория Распутина и лично докладывал самому императору Российскому Николаю II.

Вот как описывает архимандрит Серафим митрополита Кирилла:
«По всему было видно, что это не священник, а архиерей. Он был высокого роста, полный, в богатой рясе. На голове у него была архиерейского покроя скуфья в виде круглой камилавочки. Большая красивая седая борода, такие же волосы, черные густые брови и прекрасные ангельские голубые глаза... Он осмотрелся, трижды перекрестился и сказал тем, которые встали при его приходе: «Мир вам, дорогие братья!»

Много интересных и выдающихся людей встретил отец Серафим, следуя по этапу, кроме этого с большой теплотой вспоминает он о местных жителях, простых тружениках.

«Наш этап пешком проследовал из лагерей города Котласа до Воркуты в Заполярье. Шли лесами, пробирались по занесенным снегом дорогам; проходили села и деревни зырян, которые теперь называются жителями Коми АССР, и у которых по избам расквартированные мы ночевали и отдыхали. Жители природы, простые северные люди, они были очень честных правил... До некоторых пор, они даже не имели понятия, что такое замок: как амбар, так и дома закрывались палкой, чтобы туда не могли проникнуть собаки, которых у жителей Коми было в изобилии».

За время лагерей отцу Серафиму пришлось потрудиться на разных видах работ: матросом на пароходах и баржах, ночным сторожем при складах, водовозом и рабочим в столовой, при окончании срока поселения старшим почтовым агентом при отделении связи станции Кожва.

Оттуда Н.А. Урбановский в 1942 году был призван в ряды действующей Советской армии на войну с немецкими захватчиками. В городе Молотовске, Архангельской области, прошел школу младших командиров с присвоением звания старшего сержанта, затем еще окончил медицинские курсы санитаров.

В декабре 1942 года участвовал в затяжных боях под Ленинградом. 31 декабря в бою получил тяжелое ранение в голову, закончившееся потерей правого глаза. После этого последовал госпиталь в городе Улан-Удэ, Бурято-Монгольской АССР. В составе батальона выздоравливающих гонял из Монголии лошадей для нужд армии.

Как только отец Серафим оправился от ранений, он опять приступил к своим пастырским обязанностям при Никольском храме города Горловки, Донбасской области. В эти же годы он назначается благочинным Донского округа Ростовской области.

Годы войны и послевоенные годы были тяжелейшими для нашего народа, поэтому духовная помощь была необходима людям. Отец Серафим ревностно исполнял свой пастырский долг. Люди, ставшие в эти нелегкие годы его духовными чадами, поддерживали связь со своим духовным отцом вплоть до его кончины.

На юге нашей Родины Н.А. Урбановский прослужил до 1961 года. Жизнь священника богата интересными встречами, так, например, служа в станице Вешенской, отец Серафим был дружен с писателем Михаилом Шолоховым. Поскольку отец Серафим избрал монашеский путь служения Богу, то семьей за все годы жизни он не обзавелся, но зато многим мальчишкам дал путевку в жизнь. Брал на воспитание мальчишек из многодетных семей, давал им благочестивое воспитание, помогал учиться и правильно выбрать специальность, некоторые из ребят выбрали священнический путь; среди них и епископ, и благочинные, и священники, другие приобрели светские специальности: директор учреждения и рабочие.

На Каслинском приходе игумен Серафим оказался по благословению епископа Свердловского и Курганского Климента. В 1973 году он стал настоятелем Вознесенской церкви города Касли. С 1983 года благочинный приходов Челябинской епархии. До 1993 года архимандрит Серафим был духовником для священнослужителей Челябинской епархии.

Многое сделал архимандрит Серафим для нашего храма: впервые после возвращения храма верующим в 1943 году была сделана настенная роспись храма, проведены громоотводы на крышу храма, обновлено убранство храма, создан хор. Трудно перечесть все, чем пришлось заниматься настоятелю храма. В Каслинский храм к отцу Серафиму ехали верующие со всей округи: из Нязепетровска и Верхнего Уфалея, Вишневогорска, Кыштыма, из близлежащих «закрытых» городов. На всех страждущих хватало сил у отца Серафима.

Архимандрит Серафим находил возможность участвовать и в общественной жизни страны, долгие годы он добровольно отчислял взносы в Фонд мира.

Это был заслуженный, достойный человек. Недаром, когда архимандрит Серафим скончался, то по прошению епархии и при согласии светских властей, было принято решение захоронить прах любимого батюшки за алтарем храма Вознесения Господня на территории храма. К его могиле не зарастает тропа, люди приносят цветы и свои молитвы, прося заступничества отца Серафима перед Божьим престолом".

Использованные автором документы:

1. Анкета на служителя культа Урбановского Николая Александровича//архивная копия от 11.11.2003 г.
2. Покровский благовест. 2005. №3, с. 13.
3. Покровский благовест. 2005. №4, с. 11.
4. Покровский благовест. 2005. №5, с. 10.

Источник: Газета «Красное знамя» г. Касли и района.