ПУБЛИКАЦИИ


«

Снятиновский Константин Петрович – священник публикации


Лидия Федоровна Снятиновская
"Жизнь и смерть священномученика Константина Снятиновского"

Константин Петрович Снятиновский родился в 1867 году в семье сельского диакона Петра Снятиновского. По окончании Духовной семинарии в 1888 году он получил назначение в город Переславль-Залесский Владимирской губернии в церковь Митрополита Петра, бывшую домовую церковь царя Ивана Грозного.

Отец Константин женился на учительнице Надежде Антоновне, сироте. Добрые люди в приданое ей дали небольшой домик в три окошечка. Молодому священнику предстояло устраиваться на всю жизнь. Большое затруднение состояло в выборе места жительства. Оно должно было быть близко от храма. Церковь Митрополита Петра стояла в самом центре города. Однако, весь центр был плотно застроен. В нем жили богатые купцы в больших домах с усадьбами, а за центром шли торговые ряды, магазины, дома горожан. Свободно было за километры от храма.

Но было одно место в центре города на Троицкой улице, которое было все еще свободно. Дело в том, что середина этой улицы была в низине, каждую весну в ней собирались все талые воды. По концам улицы стояли два прекрасных дома, а середина улицы пустовала. Никто не решался строиться на этом месте.

У отца Константина не было выхода, и он взял эту землю. Сколько же было вложено сил, трудов и забот для благоустройства этой земли, а насыпано земли и песка – немеряно! В результате дом был поставлен на осушенной территории, на каменном фундаменте. В этом доме отец Константин с семьей прожил тридцать лет, только пристроили две небольших комнаты и большую кухню.

В свое время отец Константин купил прилегающий к дому большой пустующий участок земли, благоустроил его и развел прекрасный сад. В Переславле это было редкостью, все больше огороды, картошечка. В саду были яблони многих сортов, малина, смородина, крыжовник. В дальнем углу сада росли два больших дуба и под ними цвели ландыши. Нашлось место и для гряд, и для сирени, черемухи, невеженской рябины, и для цветочной клумбы. В середине сада стояла крытая, кругом застекленная беседка, где отец Константин хранил пчеловодный инвентарь. В его пасеке было три улья. Около беседки росла большая старая яблоня, под ее кроной стояла скамейка, на которой отдыхали.

И был обычай. Как только поспевала малина, мама пекла пирог с малиной. Вечером выносили из дома стол, ставили около скамейки, накрывали белой скатертью и все домашние пили вечерний чай в саду с пирогом. Создавалось тихое праздничное настроение. Я очень любила наш сад. Летом была напасть от мальчишек-воришек, ведь это был единственный сад в округе.

Приход отца Константина был небогатый. В основном – это больница в одном конце города и «каморки» - в другом. Каморками называли в городе общежитие рабочих крупной прядильно-ткацкой фабрики. Само название говорит о бедной скученной жизни рабочих. Так оно и было. Это был беднейший район в городе. Известно, что при посещении каморок отец Константин оставлял там деньги на лекарства и похороны. Отец Константин был человеком высокой религиозности и добропорядочности. В своем приходе он пользовался почетом и уважением и был очень популярным священником в городе.

В начале XX века Переславль представлял собой значительный промышленный центр. В городе имелась крупная прядильно-ткацкая фабрика, фабрика медной утвари, три вышивальных фабрики, фабрика «Проводник» и ряд ремесленных предприятий. После февральской революции в Переславле был создан Совет рабочих депутатов. Во время войны были введены карточки на хлеб. Война продолжалась и нормы на хлеб все время уменьшались.

Наступил голодный 1918 год. Был март месяц. В городе создалась напряженная обстановка, так как среди рабочих начался голод. Они приступили к Совету, требуя хлеб.

Дальше приводятся события по воспоминаниям священника Елховского В.Е. из книги «Страницы истории России в летописи одного рода».

«Сегодня в Земской управе в шесть часов вечера назначено собрание относительно хлеба. У ворот Земства собралась толпа рабочих, человек в триста. Поджидали Соколова и других членов Совета. Наконец показался и Соколов. Его встретили отдельными возгласами: «Царь идет! Хлеб несет!» Заседание открылось в нижнем этаже. Собрание проходило в разгоряченной атмосфере. В прениях кто-то из рабочих стал кричать, угрожать и вот Соколов в страхе бросается в большое человеческого роста окно, выбивает оба стекла и выпрыгивает на улицу. Под окнами стояли еще человек сто молодежи. Соколов бросился бежать к Никольскому монастырю. За ним сначала побежали несколько человек, но скоро возвратились».
  Совет расценил это, как бунт. Для подавления недовольства рабочих Совет решил ввести «красный террор» - вызвать страх убийством. Долго выбирали кандидатуру – это должен быть человек широко известный и уважаемый в городе. При обсуждении кандидатуры отца Константина кто-то сказал: «Дети у него все выросли, все на своих ногах».

Об этом рассказали дочери отца Константина, люди, бывшие на этом собрании.

Выбор пал на отца Константина. Очевидно, что одной из причин такого выбора было желание наказать рабочих – зачинщиков из каморок, где отца Константина любили и уважали.

Когда красноармейцам города Переславля был дан приказ арестовать отца Константина и расстрелять его, то они, из уважения к нему, выполнять приказ отказались. В ту же ночь по телеграфу был вызван из г.Александрова отряд красногвардейцев. Отряд прибыл. Ими командовал некто Хахаев. И началась расправа.

Они пришли к дому отца Константина ночью. Постучали в окно, чтобы им открыли калитку во двор. Но сами перелезли через забор и постучали в дверь крыльца. Отец Константин вышел из дома и спросил, что им надо. Они требовали, чтобы он вышел к ним, иначе они сами войдут в дом. Отец Константин вернулся в дом, оделся и вышел к ним. Тотчас вышла и его дочь Александра Константиновна и стала их просить за отца. Они сказали, чтобы не мешала им, а то и ее могут пристрелить. Отец Константин сказал: «Зачем же ее-то стрелять!» И сам пошел за убийцами. Дом отца Константина находился в центре города и его повели на расстрел через весь город. Тело отца Константина убийцы привезли к больнице и бросили прямо в грязь. Когда его подняли, он был мертв. Были замечены штыковые раны на спине.

Известие о расстреле отца Константина произвело в городе ошеломительное действие. Расстрелян без суда!? Почему? За что? Вместо ожидаемого устрашения все население города было возмущено этим зверским убийством и возбуждено против Совета, который сам опасался расследования.

На похороны отца Константина пришел весь город, приехали даже священники Переславльского уезда. Он был похоронен около церкви Митрополита Петра, в которой прослужил тридцать лет, с восточной стороны, за алтарем.

Сведения о расстреле отца Константина Снятиновского поступили в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь при Священном Соборе. На заупокойной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме Московской Духовной семинарии 31 марта 1918 года (первая служба, посвященная новомученикам), был помянут и отец Константин Снятиновский.

В октябре 2001 года отец Константин канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Российской Православной Церкви.

В настоящее время состояние церкви Митрополита Петра неблагополучное. Под влиянием времени она разрушается как снаружи, так и изнутри. Ведутся реставрационные работы.

Отрадно, что в июле месяце 2005 года на месте захоронения священномученика Константина был установлен деревянный памятный крест, на котором помещена металлическая табличка с указанием основных дат его жизни и смерти. Памятник освящен архиепископом Ярославской епархии Кириллом.

В настоящее время в Свято-Никольском монастыре города Переславля пишут икону священномученика Константина Снятиновского.

Источник:

Выдержки из мемуаров Лидии Федоровны Снятиновской,
племянницы о. Константина Снятиновского
http://www.sofiafond.ru/aged/story04.htm