ПУБЛИКАЦИИ


«

Пазухин Алексей Александрович – мирянин публикации


Надежда Алексеевна Пазухина
"У Владыки в Петушках."

Мой отец был старшим научным сотрудником в Русском музее — крупным, широко известным в ученых кругах архивным работником. Он окончил Александровский лицей в Ленинграде. В 1925 г. состоялось дело лицеистов, по которому многих расстреляли. Папу выслали на три года в Ишим. В это время там отбывал ссылку Владимир Алексеевич Комаровский, художник, который расписывал храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Из-за задержки документов папа был в Ишиме четыре года. Ссыльным не давали продуктовых карточек, и ГПУ запрещало принимать на работу. Значит, ни хлеба, ни денег. Это был настоящий геноцид. В Ишиме находился музей (там же жили декабристы), но когда папа пришел туда устраиваться, имея при себе бумаги из Русского музея, ему ответили: «Мы не можем: ГПУ запрещает». И та же история повторилась во Владимире.

... После ссылки нельзя было вернуться в Ленинград («минус» 6), и папа выбрал Калугу. Но Калугу включили в Московскую область, и папе пришлось поселиться во Владимире.

... В 1936 г., когда начались массовые аресты, ночью взяли папу, и Бориса Александровича, и Юрия Александровича Сабуровых.

... Владыка Афанасий и папа встретились в Медвежьегорске. Владыка недолго находился рядом с Алексеем Александровичем, но очень его полюбил — их сблизила и подружила общая любовь к русским святым. Так как папа кончил лицей, то, кроме европейских языков, он знал латинский и греческий. Когда заполняли анкету, узнали про латинский. «Можете быть лекпомом — фельдшером?» Папа очень боялся крови. Если я разбивала коленку, он бледнел и говорил: «Иди, иди к тете, она перевяжет», — не мог видеть крови. А там, на лесоповале, столько народу гибло, о. Анастасия деревом задавило. Папа сказал: «Нет, Вергилия читать в подлиннике — это пожалуйста, а вот людей лечить...» — «У нас не рассуждать!» Позднее Владыка мне говорил о том, как он был благодарен Алексею Александровичу. Владыка стер себе ногу, и папа, рискуя, дал ему на неделю освобождение от работы — больше не мог.

Источник:

"Библиотека Якова Кротова"
Здесь приведены выдержки, касающиеся отца Надежды Александровны - Пазухина Алексея Александровича.