ПУБЛИКАЦИИ


«

Орлов Александр Васильевич – священник публикации


"Храм Бориса и Глеба в одноименном Владимирском селе".

Виктор Фарсобин. Храм Бориса и Глеба в одноименном Владимирском селе

Подойдя к обрыву возле Успенского собора во Владимире на Клязьме и взглянув на юг, можно разглядеть километрах в 15-ти на фоне леса черное пятно. Краевед скажет - это разрушающийся храм. Перед войной 1941-1945 гг. храм Бориса и Глеба в одноименном селе Улыбышевского сельского совета Судогодского района Владимирской области сохранял еще белый цвет. В море зелени, поднимавшейся от террасы к террасе, на верхнем уступе горы храм второй половины 18 века, освящен в 1790 г., привлекал внимание всякого человека, любящего красоту.

Село и храм имеют большую историю. Выдающийся русский историк Н.М.Карамзин говорит о том, что княгиня Ольга, "разделила землю на погосты или волости". Одним из таких погостов стала волосатка Багдач -древнее наименование Бориса и Глеба. "Вся местность, составляющая приход Борисо-Глебской церкви, называется Баглачевым" - отмечено в прошлом веке.

До революции 1917 г. и в нэповское время, будучи уже погостом в современном смысле, село Борис-Глеб выполняло в торжественные дни роль древнего назначения. В престольный праздник Бориса и Глеба 2 мая в селе устраивалась ярмарка. Торговцы окрестных деревень приезжали с товарами широкого спроса, развешивали на телегах брезентовые шатры-укрытия от солнца и дождя. От такого рода торговцев произошло наименование малой торговой точки - палатка. После богослужений начиналась бойкая торговля.

Среди священнослужителей Борис-Глеба заметный след оставил пастырь о. Иван из рода Сперанских, из которого вышел известный государственный деятель начала 19 в. М.М.Сперанский. Он преподавал в двух школах, вел богослужения, совершал молебны по просьбе паствы в ближних и дальних деревнях прихода, Изучал быт крестьян. Посылал церковные и гражданские издания статьи этнографического характера. В начале 20 века стал публиковать свой статьи из Багалачевского прихода сын о. Ивана Николай Сперанский, юрист по специальности, отслуживший положенный срок по распределению, вернувшийся в родной Борис Глеб выполнять журналистскую работу корреспондента владимирских газет и журналов.

К основному зданию Борис-Глебского храма, с двумя выходами - на север и юг примыкает трапезная. К ее западной стороне пристроена колокольня, перестроенная заново в середине 19 в. Парадный вход в храм сделан в цоколе колокольни. Своды храма и парадного входа по штукатурке были покрыты живописью на темы священного писания, восстановить которую сейчас невозможно. Н.Н.Златовратский выразил свое впечатление от храма так: "над глухими соседками-деревнями царила на 15 верст в окружности одна только колокольня погоста." "Большая белая, каменная церковь, вокруг которой теснились только дома и избы причта, господствовала над всей окрестностью". Звук Борисглебского колокола можно было услышать во Владимире и самых отдаленных деревнях прихода. Сейчас все надо восстанавливать заново, чтобы быть достойными своих предков-созидателей.

Храм Бориса и Глеба тесно связан с памятью крупного русского, непознанного еще писателя Ивана Федоровича Наживина (1874-1940).

В Борис-Глебе, кроме руин храма, сохранилось два деревянных дома: дом священника, из которого о. Александр Орлов ушел в сталинские лагеря смерти, и дом дьячка. Оба дома были перепроданы.

Храм и село Борис-Глеб имеют историческое значение. Не допустить окончательного разрушения, восстановить строения - значит преодолеть волну варварства.

24 сентября 1995 г. благословением владыки протоиерей о. Владимир совершил молебен в развалинах на возобновление храма святых Бориса и Глеба. Присутствовали члены, приходского собрания и окрестные жители. Организованы первые расчистки храма и территории.

Источник:

Газета "Владимирская неделя" от 31.12.1995 г.
Автор: Виктор ФАРСОБИН, г. Москва.