ПУБЛИКАЦИИ


«Духовно-нравственное воспитание личности
в процессе самостоятельной творческой деятельности
Беликина Анна Вячеславовна,
учитель изобразительного искусства и ОРКСЭ лицея №2 г. Рыбинска Ярославской области.
Доклад на 3-ей Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные пастыри малой Родины: святые новомученики и исповедники Церкви Русской»
.


В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему. — Быт. 1, 26–27), Бог человека сотворил из праха земного, как некое художественное произведение: Вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Что такое творчество?

Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют Творца "художником".

Безусловно, замысел Божий о человеке чрезвычайно высок: мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал, чтобы он изнутри познавал его, проникал в его тайну.

Творческий дар, роднящий человека с его Творцом, дар, которого лишены даже ангелы, есть великая прерогатива человека. Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Что это за явление – творчество? Посмотрим на него через призму богословия, и многое нам станет ясно.

Согласно мысли святых отцов, Бог, сотворив видимый мир, ввел в него человека как царя и властелина. В задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии, слаженности и единству. Человек не мог, конечно, творить из ничего, как Господь, – он был призван к сотворчеству. До грехопадения Адам почти ничего не успел сделать. Но одно творческое действие было все-таки им совершено. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2: 20). Чрезвычайно глубокой является и мысль епископа Василия Селевкийского, который усмотрел одно из наиболее ярких свидетельств творческого дара в человеке — его словотворчество, проявившееся в раю. Преподобный Максим Исповедник видит творческое призвание человека в том, чтобы «расшифровывать таинственную криптограмму бытия» (2).

Здесь уместно говорить о х у д о ж е с т в е н н о м видении вещей, об исполнении Адамова призвания. В наибольшей степени это видение открывается в людях святой жизни — подвижниках и молитвенниках. Именно они обнаруживают следы присутствия Бога в мире.

Каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира – через какой вид искусства – мы не узнаем. Грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Если человек работает над собой, то он становится способен создать нечто настоящее – будь то картина или книга, если он художник, или, например, большая крепкая семья, если Бог дал ему талант семьянина.

Способность к творчеству как Богоподобие

Многие святые отцы склонялись к тому, что Богоподобие состоит в способности человека к творчеству. Богоподобный человек и есть художник, творец. В этом и есть духовно-нравственное развитие. Преподобный Иоанн Дамаскин считает признаками Богоподобия «достоинство ума и души...» (4). Епископ Василий Селевкийский усматривает Богоподобие в его способности творить, «строить дома, корабли, столы и, забавляясь творением, руками подражать Создателю» (5). Итак, образ Божий в человеке есть нечто, что человеку надо в себе раскрыть через свои таланты. Талант – Дар Божий

В Библии сказано, что Бог человеку дал дары: бессмертие, любовь, разум, свободу его воле, творчество...Но после грехопадения было отнято бессмертие, другие же дары остались. Человек может осуществить этот замысел или напротив...Именно поэтому самым главным творческим заданием для человека остается непосредственное творение собственной жизни, т.е. формирование нравственных положительных качеств в человеке. И это осуществимо в самостоятельном творческом процессе.

Люди по природе ищут прекрасного, в собственном же смысле прекрасного, Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим потребностям осуществиться. И в творчестве человек преображается, меняется его нравственный облик. Начнем с того, что сама свободная воля не есть плод нашего свободного выбора: мы не давали согласия или несогласия на приятие этого дара. Мы получили его как данность и приняли как послушание. То же относится и к дару творчества. Мы вольны закопать свой талант, но нам не дана власть освободиться от него. На такого же рода послушание мы обречены в причастии к падшей Адамовой природе, в наследовании генетических особенностей наших предков, в приятии того временного, географического и социального положения, в котором мы оказываемся по своему рождению.

Методы духовно-нравственного воспитания в творческом процессе

И что мы можем сделать? Мы можем формировать гармонично-развитую личность через духовно-нравственное воспитание. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем становление личности ребенка, формирование системы нравственных ценностей.

И пути этого воспитания можно процитировать известными именами.

1. Л.Н.Толстой "Искусство - одно из средств различия доброго и злого".

Только благодаря ярким образам искусства можно сформировать представления о понятиях добра и зла, как нравственных категориях. Так, например, на уроках изобразительного искусства в 3 классе мы сравниваем образ мужской и женский, сказочный образ Бабы-Яги и Кощея бессмертного. Анализируем, какими художественными выразительными средствами добивается художник изображения тех или иных черт в образе. Для более глубокого понимания подключается музыка и поэзия. Происходит интеграция видов искусства в воспитательном процессе.

2. Д. Кабалевский "Прекрасное пробуждает доброе".

Очень часто на уроках изобразительного искусства мы рассматриваем репродукции известнейших картин (И.И. Левитана, И.И. Шишкина и др.). Ребенок, созерцая образы проникается чувством к прекрасному. И если при этом звучит музыка или четверостишие какого-либо произведения, усиливаются впечатления у детей и нравственные категории проникают глубже в душу ребенка.

3. В.А. Сухомлинский "Творчество не приходит по какому-то наитию...Творчеству надо учить".

И тут основополагающими в работе являются следующие принципы:

• Полихудожественный интегрированный подход. Ребенок изначально полихудожественен, способен ко всем видам художественных занятий;

• Действие и радость, увлечение работой. Активное творчество самих детей.

• Духовное возвышение – напряжение, утончение духовных потребностей и интересов детей, переживаний;

• Насыщение детских представлений и действий разными художественными чувствами и ощущениями. Живое искусство – живые краски, звуки, формы, ритмы, движения, а не только с записи или репродукции;

• Разные стороны каждого искусства. В каждом искусстве есть механическая сторона, ремесло, тренировка. И есть сторона образная, неожиданная, требующая одухотворения, изобретательности, тонкого наблюдения. Образная сторона определяет техническую;

• Региональный компонент. Н.К. Рерих писал, что если ребенок не любит родину, то не научится любить и человечество;

В программе изобразительного искусства пользуемся такой методической формулой:

Осознать – Почувствовать – Выразить. Осознать задачу, т.е. понять проблемную ситуацию. Почувствовать – художественно-эмоционально пережить ситуацию. Выразить – технически организовать, используя язык искусства.
Выводы

Дети более эмоционально откликаются на явления жизни и природы, могут выражать свои чувства, мысли с помощью цвета и линий, звуков, пластики и движения, у них повышается уровень творческих способностей. «Художественное начало есть в каждом» - этот тезис не нов. Развивая творческое начало, мы открываем ребенку путь к познанию прекрасного, что эмоционально обогащает его, подводит к более глубокому осмыслению мира. А познание радости творческого процесса в коллективе становится основой нравственного воспитания – формирования гармоничной личности.
В сущности, культура есть следствие грехопадения, плач Адама по потерянному раю. Диакон Андрей Кураев сравнивает культуру с жемчужиной: «Жемчужина возникает ... из песчинки, попавшей внутрь ракушки. Моллюск ...обволакивает ее слоями перламутра...» (9). Однако сам этот образ несет в себе идею преображения, которая одухотворяет всякое истинное человеческое творчество. Он призван продолжать свое опасное восхождение к горним обителям, порой то обольщаясь красотой вверенного ему Божьего дара, то унывая от тяжести жизни, то падая и покаянно восставая. На этих путях он ощущает спасительную благодатную помощь творческих сил, которые идут свыше. В этом и есть сущность духовно-нравственного воспитания.
"У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество, духовно развиваясь Д. Голсуорси (английский прозаик).
"Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь". Святитель Тихон Задонский.

Литература:

1. Библия
2. Преподобный Максим Исповедник. Творения. Т. 2. С. 106.
3. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. С. 332.
4. Лосский Вл. Догматическое богословие. М. С. 224. С. 251. С. 239.
5. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. С. 369.
6. Протоиерей Павел Флоренский. Моленные иконы преподобного Сергия // У водоразделов мысли. Paris. Т. 1. С. 86. С. 236.
7. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 504.
8. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 119, 120, 122, 126.
9. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., 1997. С. 48.
10. Н.И.Пьянкова "Изобразительное искусство в современной школе" М, Просвещение 2006г.
11. В.А. Сухомлинский "О воспитании" М, 1973 г.
12. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
13. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28.
14. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.14-18, 31.
15. Лазарева, Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников: учебно-методическое пособие для православно ориентированных школ и педагогов / Т. Лазарева. – М.,2006. – 380с.
16. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении / И. Маслов. – М.: Самшит-издат, 2009.