ПУБЛИКАЦИИ


«Диалог с текстом как средство
духовно-нравственного развития личности»
Самойлова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МОУ Песоченской СОШ Рыбинский МР.
Доклад на 3-ей Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные пастыри малой Родины: святые новомученики и исповедники Церкви Русской»
.


Трудно ли работать в школе? Думаю, что большинство практикующих учителей ответит, что работать стало труднее. Изменилось время, наша жизнь, изменились дети. Дело даже не в том, что люди стали резко отличаться по достатку, дело в нашей духовно-нравственной сущности. Порядочным человеком должен оставаться как бедный, так и богатый.

«Сейте разумное, доброе, вечное…» - этот всем известный призыв русского поэта Некрасова сегодня, как никогда, хочется обратить ко всем людям. «Сеять» должен и учитель. А как это бывает трудно, потому что ценности, заложенные в нашей изумительной русской литературе, всецело искажаются, как только дети с урока выходят на улицу, приходят домой. Добиться цели во что бы то ни стало, стремиться к наслаждению и наживе, быть самодовольным и самонадеянным – это то, что дети видят на экранах телевизоров, слышат и видят вокруг. Замечательный русский православный проповедник отец Александр Шмеман, оставивший после себя интересные дневники, писал: «Современная молодежь, прежде всего, несчастна. Несчастна потому, что живет в мире, в котором один критерий – успех”. Хочется спросить, где сегодня в нашей жизни поощряется добро, любовь, целомудрие, честность, скромность, терпение, великодушие? Ведь это человеческие качества, которые прививает человеку литература, потому что она – одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка.

Курс школьной программы рассчитан на изучение литературы с древнейших времён до наших дней. Самый первый древнерусский памятник литературы указать невозможно. Начало древнерусской литературы, то есть письменное оформление сочинений, связано с принятием христианства на Руси. Жанры древнерусской литературы разнообразны, один из них - житие. На уроках изучается "Житие Александра Невского", "Житие Сергия Радонежского", "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Герои этих произведений почитаемы на Руси, как святые. Их образ запечатлён на иконах. Вы посмотрите на древнерусских писателей, что это за имена: преподобный Нестор, автор "Повести временных лет" и первых житий - "Чтения о Борисе и Глебе" и "Жития Феодосия Печерского"; тот же Феодосий Печерский, автор замечательных Слов и Поучений; Владимир Мономах с его "Поучением"; Иларион, первый митрополит из русских, автор "Слова о Законе и Благодати"; епископ Кирилл Туровский, Максим Грек. Все они канонизированы, то есть это русские святые. Получается, что русская литература, и на это никогда не обращали внимания, основана святыми отцами. Ни одна литература мира не имеет такого духовного фундамента.

Религиозность литературы проявляется не в связи с церковной жизнью, не во внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воздействия на мир. У Православия есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога. И без знания основ православной культуры многое в русской литературе останется непонятым или понятым неправильно.

По словам православной писательницы С. Шамаевой, «православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины».

И потому бесспорно, что миссия литературы заключается в формировании духовно-нравственных ценностей, своего рода креста, где вертикаль – это духовность, соединение человека с Богом, а горизонталь - отношения между людьми, мораль и этика.

В русской литературе герои идут к Богу или от Бога, потому что основная цель человека - спасение души. Это, кстати, отличает русскую литературу от зарубежной.

«Особое понимание человека» в русской литературе автор связывает с новым типом гуманизма, сформировавшимся в нашей литературе, на что обратили внимание еще в XIX веке не только наши исследователи, но и писатели со стороны. Так Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Или вот другое, Иван Франко: «Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека». Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей; не частные вопросы, а всеобщие волновали сознание и душу творцов русской литературы. Именно Православие повлияло на пристальное внимание к духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой.

Таким образом, различия определяются именно разнонаправленностью внутренних стремлений: западных писателей к сокровищам сугубо земным, русских – к неземному. В русской литературе появляется герой, который страдает, обладая всеми земными сокровищами (Болконский, Безухов, героиня «Чистого понедельника»).

Не секрет, что школьники (особенно основная и старшая школа) читают из-под палки произведения, заданные «по программе на лето», предпочитая альтернативные варианты: краткое изложение, экранизацию художественного произведения (не обращая внимания на подзаголовки «по мотивам», «в современной трактовке» и др.).

Как же открыть для себя этот удивительно богатый духовный мир русской литературы, стать проницательным читателем?

Мне повезло (думаю, что и всем нам), что я читаю, слушаю и изучаю цикл бесед о русской словесности и культуре профессора Александра Николаевича Ужанкова, теоретика и историка литературы и культуры Древней Руси, преподавателя Сретенской духовной семинарии, проректора Литературного института им. Горького. Остановлюсь на некоторых положениях его лекций.

Восприятие глубинного смысла текста возможно только в том случае, если обучающиеся становятся активными читателями, по ходу чтения вступают в «диалог с текстом»: задают себе вопросы и пытаются найти на них ответы в тексте, выдвигают гипотезы и строят догадки, становятся как бы участниками событий, о которых повествуется в тексте, соглашаются или спорят с автором, высказывают своё отношение к прочитанному. Поэтому вопрос стоит даже не в том, что читать, а – как читать, потому что у каждого писателя мы можем найти произведения очень сильные и очень слабые. Это естественно: каждый человек способен на взлеты и падения, ошибки и достижения. Конечно, чтобы в какой-то степени сократить время на поиск нужных произведений, лучше попросить совета у наставника, у учителя, у преподавателя, что нужно почитать. Но главное: у каждого писателя мы можем найти замечательные произведения, но самое главное – как мы их будем читать.

Если в средних классах позволительно поверхностное изучение произведений в силу физиологических и психологических причин, то в старших классах должен быть уже более серьезный подход, ибо в этот период происходит формирование мировоззрения.

Итак, как же читать «по Ужанкову»?

Любое произведение русской литературы нужно читать как минимум два раза. Первый раз – это знакомство с сюжетом. Второй раз – знакомство с деталями.

Деталь – царица смысла. Если мы замечаем детали, мы сможем понять смысл.

Так вот, посредством внимательного и вдумчивого чтения мы можем открывать смыслы. Даже в тех произведениях, которые, казалось бы, нам очень хорошо знакомы.

Например, «Преступление и наказание». Если мы будем говорить о сюжете – это просто детектив (первый уровень восприятия). Какой-то юноша-студент убил старуху – вот и преступление, а наказание – каторга; то есть уголовное преступление и уголовное наказание.

Второй уровень восприятия – это открытие нравственного преступления, потому что он преступил нравственную черту – заповедь «не убий» – и обретает нравственное наказание – угрызения совести. Он долго мучается и не может вынести «это», как он называет убийство. Он даже не в силах назвать всё своими именами: свое преступление – убийством. Он не может вынести «это», и для него выход самый простой – донести на себя. Но это неверный выход, это не есть покаяние, это не перемена ума или перемена сознания – как переводится с греческого языка слово «покаяние». Он просто готов понести наказание за совершенное убийство и пойти на каторгу.

И, наконец, третий уровень понимания – богословский уровень. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин. Если первый и второй уровни мы еще как-то самостоятельно можем увидеть и осмыслить, то для понимания третьего, богословского, уровня необходимы определенные знания. Чтобы увидеть и истолковать параллели между Раскольниковым и Каином, нужно неплохо знать, во-первых, Священное Писание, во-вторых, очень хорошо знать Евангелие.

Но важно также, чтобы была определенная база, потому что любое произведение русской словесности надо рассматривать, во-первых, в контексте своего времени; во-вторых, в окружении других произведений; и, в-третьих, с позиции мировоззрения самого писателя. Вот почему нужно знать и мировоззрение писателя.

Многие произведения я перечитываю если не ежегодно, то раз в два года – несомненно, чтобы обновить в памяти. И когда готовишься к урокам, чтобы выделить какие-то интересные моменты, то самое удивительное, что каждый раз что-нибудь новое находишь и для себя. В этом и величие, и сила русской словесности! Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя. Скажем, через лирику можно лучше понять поэта, через прозаические художественные произведения можно понять его мировоззрение и так далее.

Книга – это общение. Без книги не может развиваться личность.

Говоря о Лермонтове, мало кто обращает внимание на то, как много он читал. С самого детства, и когда учился в Благородном пансионе при университете, и когда два года был студентом философского факультета Московского университета, он очень много читал. У него мало было друзей – в общем-то, почти не было друзей, но самым настоящим его другом была книга. И многие отмечали, что на переменах его всегда видели сидящим на подоконнике с какой-нибудь книгой. Потому что книга – это особое общение. Без книги не может развиваться личность – это бесспорно. Многие полагают, что интернет может заменить знания, но в интернете нет знаний, есть лишь информация. Во-первых, знания – это определенная система. А во-вторых, в интернете можно отыскать текст, скажем, художественного произведения, но, чтобы его интерпретировать, нужно хорошенько поработать творчески самому (с карандашом в руках), или с кем-то побеседовать из друзей, или поговорить с учителем, или вести дневник. Вести дневник. Почему? Потому что это – самонаблюдение. Это не просто отражение прочитанного, какая-то оценка действительности, но это наблюдение за собою, за своим ростом – каким ты был год назад или каким был 10 лет назад; ты можешь увидеть и круг своего общения, и чтения, и оценить ход своих мыслей, как они развиваются.

Печорина нельзя воспринимать так, как его «проходят» в школе, – с ореолом романтичности.

Если говорить о Лермонтове, то это непременно «Герой нашего времени». Но воспринимать его следует не романтически, как его «проходят» в школе: это герой замечательный, с ореолом романтичности, ну, правда, изгой, «лишний» человек – и всем его жалко.

Но почитайте внимательно предисловие Лермонтова к этому сочинению: он свидетельствует, что обобщил все пороки современного ему общества в этом человеке. То есть это самый порочный человек, который только может быть. И тогда посмотрите на образ Печорина через эти пороки. Что мы видим? Я не говорю обо всех девятнадцати заповедях для христианина. Девять заповедей блаженства вообще не касаются Печорина, хотя человек он первоначально был религиозный, во всяком случае, воспитывался в той среде. Вспомните «Тамань», когда он заходит в дом и сразу же поворачивается в красный угол, чтобы перекреститься, но не видит икон. «Дурной признак», – думает он. Понимаете, он-то замечает такие детали.

Посмотрите: Печорин нарушает все десять ветхозаветных заповедей. Все десять заповедей, которые уберегают человека от греха. Вот болезнь, которую называет Лермонтов. Он говорит, что болезнь им указана, а как из нее излечиться – Бог весть. Понимаете? И, опять-таки, Лермонтов дает поле свободы воображению и сознанию читателя. Я, писатель, указал болезнь, а вот как вы будете из нее выходить, обнаружишь ли и ты, читатель, эту болезнь у себя? Диагноз поставлен. Посмотри на себя, если обнаружил такое – значит, меняйся. Русская литература как раз и способствует изменению человека.

"Портрет" и "Шинель" следует изучать вместе.

В каждом произведении есть своя определенная изюминка, ее нужно непременно видеть.

В школьной программе, в разных авторских программах есть либо «Портрет», либо «Шинель» Н. Гоголя. Но их следует изучать вместе, так, как они стоят в цикле «Петербургских повестей». Почему? Потому что «Портрет» посвящен рассмотрению таланта у человека, тому, что талантом надо служить Богу. Вот этот безымянный художник, который написал портрет ростовщика, в котором воплотил нечистую силу, чем и согрешил, потом раскаялся, ушел в монастырь и послужил Богу – написал «Рождество». Понимаете, мы видим здесь преображение личности. И повесть «Шинель». Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные.

Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского – приход к Богу.

Для князя Андрея в начале романа кумир – Наполеон, а главная ценность – слава: "Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно я всех их отдам за минуту славы..." И вот он получил эту славу, лежит контуженный под Аустерлицем и слышит французскую речь, которая ему напоминает "жужжание назойливой мухи". Это потрясающее место у Толстого, ведь для него в молодости, как и для князя Андрея, если кто не говорил по-французски в совершенстве, тот и не существовал. И тут князь Андрей совершенно по-новому воспринимает французскую речь: "Какая славная смерть". Кто это говорит? Его кумир, Наполеон. А для него это уже пустой звук. Оказывается, слава – это пустой звук. С этого момента у него начинается поиск себя, и к чему он приходит? Он прощает на смертном одре своего врага Анатоля Курагина. Разве это не приход к Богу?

В русской литературе герои идут не только к Богу, но и от Бога?

"Луч света в темном царстве" Катерина – что это такое? Посмотрим с точки зрения Православия. Самоубийство – это грех перед Богом, и в православии самоубийство считается самым тяжким преступлением. Самоубийц не отпевают, их даже на погосте, там, где церковь стояла, не хоронили раньше. Вот путь от Бога. Начало «антипути» (помысел): Катерина увидела Бориса. Кстати, где она его увидела? В церкви. А зачем она туда ходит? Мечтать. Не молиться, а мечтать. Это первое. В этом месте и появляется мысль ("прилог"): мол, симпатичный, и так далее. Вопрос: чем Борис от Тихона, мужа Катерины, отличается? Только одно отличие есть: один ходит в костюме, а другой в косоворотке. И стоило менять? Второй шаг называется "сочетанием" - это когда собственная мысль сочетается с чужой и крепнет. Катерина говорит Варваре: «Ведь это грех, что я другого люблю?» А та ей: «Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть». Третий этап – "сложение", когда с мыслью собеседуют, и она складывается в определенный план. Варя дала ключ от калитки, и Катерина рассуждает: "Бросить его в реку... Что же это я делаю, вот так-то и гибнет наша сестра. Ах, кто-то идет". И - раз, в карман. Не бросила. На этой стадии верующий человек должен принести покаяние в помысле своем (покаяние - метанойя по-гречески - есть перемена ума или сознания: раскаявшись, ты можешь вернуться в исходную точку, к чистому листу). А Катерина не раскаивается. Это уже "пленение", четвертая стадия греха, потому что она находится в плену у своего помысла: "Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее". То есть страсть, в которой она пребывает (а в православии страсть - это грех), ведет к преступлению перед мужем, а нераскаянный грех перед мужем ведет к преступлению (пятая стадия) перед Богом - к самоубийству. Та же схема в "Бедной Лизе", "Анне Карениной", "Преступлении и наказании".

«Капитанская дочка» - духовное завещание Пушкина.

После "Евгения Онегина" Пушкин пишет "Капитанскую дочку", используя тот же сюжет: молодой человек едет в точку назначения на почтовых, там он встречается с барышней, которая в него влюбляется, потом она напишет ему письмо, он будет драться на дуэли... Он пишет эту повесть три года, хотя в ней всего сто страниц. Но ее называют духовным завещанием Пушкина, он подготовил ее к печати незадолго до смертельного ранения на дуэли. Зачем ему это было нужно? Он не был доволен "Евгением Онегиным". Дело в том, что, когда Пушкин начинал в 1823 году сочинять "Евгения Онегина", он брал "уроки чистого афеизма" (атеизма), как он сам писал из Одессы, а заканчивал роман через семь с половиной лет, в Болдино, будучи уже глубоко православным человеком. Не случайно перед этим он создаст и "Бориса Годунова", дав совершенно новую для своего времени трактовку русской истории как осмысления Божественного промысла о народе. А в "Капитанской дочке" через Божественный промысел осмысливается человеческая жизнь. Сравните два письма – Татьяны: "Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать" – и Маши Мироновой: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы... всякому человеку готовы помочь". Смотрите, в письме Маши ни слова о любви: вы готовы каждому помочь, значит, и мне поможете. И - вера в Провидение: "Богу было угодно..." И на этом примере хорошо видна миссия литературы: в формировании духовно-нравственных ценностей, своего рода креста, где вертикаль - это духовность, соединение человека с Богом, а горизонталь - отношения между людьми, мораль и этика.

Проблемы, с которыми сталкивается учитель:

1. Духовные метаморфозы, происходящие с героями произведения, отражают, как правило, эволюцию взглядов его автора, и вопрос о мировоззрении писателя – ключевой в преподавании литературы. Некомпетентность светских педагогов в вопросах православной культуры – факт сегодняшнего дня, поэтому необходимо готовить специалистов, ликвидировать безграмотность в этом вопросе на государственном уровне.

2. Еще одна ошибка, которую часто допускают в преподавании литературы, связана с тем, что каждое произведение рассматривают само по себе, вне культуры своего времени. А если показывать его в контексте, тогда все становится на свои места.

Может быть гениальный учебник, но он будет лежать мертвым грузом, если с ним не сможет работать учитель. Нужно учителя сначала подготовить для работы с этим учебником, а потом он подготовит учеников.

Закончить выступление хочу словами А.И. Солженицына: «Уроки русской классической литературы и до сих пор не усвоены и даже не поняты вполне. Мы только приближаемся к их постижению». Возможно, взгляд на русскую литературу через призму православия приблизит нас к этому постижению. И в этом смысле нам есть над чем подумать, есть над чем трудиться, так как русская литература все еще впереди, а не позади нас.

Литература:

1.Александр Ужанков. Учебник русской жизни
http://www.interfax-religion.ru

2.Александр Ужанков. Учитесь правильно читать!
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/79780.html

3.Православие и русская литература
http://literature-edu.ru/literatura/1079/index.html

4.Русская литература в контексте православия Мамонова Ирина Фёдоровна http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-338