ПУБЛИКАЦИИ


Е.И. Филиппова, правнучка о. Александра Сваинского.

"Словесный венок на утраченную могилу".


Светлой памяти последнего настоятеля Источниковской церкви г. Суздаля протоиерея Александра Сваинского

В последние годы в Суздале активно восстанавливаются как внешний облик, так и внутреннее убранство храмов. Думается, что настало время восстановить и память о многочисленных священно- и церковнослужителях «Богоспасаемого града Суждаля», среди которых было много достойнейших людей.

14 августа 2019 г. исполняется 175 лет со дня рождения последнего настоятеля Источниковской (Борисрглебской) церкви протоиерея Александра Иоакимовича Сваинского, а в прошлом, 2018 году исполнилось 150 лет со дня его рукоположения в иерейский сан. Замечательно и то, что именно в 2018 году начались работы по реставрации упомянутого храма, в котором о. Александр прослужил без малого 55 лет! Сейчас вновь будут украшены стены, помнящие батюшку еще совсем молодым, начинающим иереем, произносящим свои первые проповеди, и зрелым, энергичным пастырем, содержащим свой любимый храм в идеальном порядке: обустраивающим его так благолепно, что «за особый порядок в церкви, за исправность по службе» он удостоился архиерейской награды. При о. Александре был произведен ремонт Источниковской церкви, приуроченный к празднованию 300-летия дома Романовых и посещению Суздаля царской семьей: 1913-й год был юбилейным.

В конце жизни о. Александру не повезло с празднованием его собственных юбилеев. Семидесятилетие батюшки совпало с началом Первой мировой войны, разразившейся за две недели до его дня рождения, а вскоре в армию призвали младшего сына, единственного, остававшегося при родителях. Пятидесятилетний юбилей служения о. Александра в Источниковской церкви пришелся на 1918 г., а его семидесятипятилетие - на 1919 г., т.е. гражданскую войну, голод, разруху и, самое главное, гонения на православную церковь и ее служителей. Вряд ли получил о. Александр причитавшиеся ему по таким торжественным случаям официальные поздравления и награды, поэтому мне захотелось, хотя бы век спустя, воздать должное этому замечательному, скромному, трудолюбивому и доброму батюшке и, что очень для меня важно, восприемнику от купели крещения моего отца и всех его братьев.

О. Александр принадлежал к старинному роду потомственных священнослужителей Суздаля. Самый давний его предок, известный мне по письменным источникам, служил в 1640-е гг. диаконом в Никольской церкви одноименной слободы, трогательно именовавшейся «на морковке» и расположенной у стен суздальского Покровского женского монастыря (сейчас на этом месте стоят холодная Петропавловская и теплая Никольская церкви). Звали этого предка Владимир (примерно 1620-е гг. – после 1688). В 1650-е гг. Владимир упоминается в документах как диакон Покровского монастыря, а в конце 1680-х - как священник Цареконстантиновской или, как ее тогда зачастую именовали, Константиноеленинской церкви Суздаля. Рукоприкладства о. Владимира, т.е. его собственноручные подписи под несколькими челобитными, сохранились в архивах Москвы, Петербурга и Владимира.

Кто был отцом Владимира мне не известно, но из поколения в поколение в семье Сваинских передавалось предание о том, что предки их в старину бежали в Суздаль из Польши от гонений на православную церковь. Поскольку в 1626 г. в Суздаль на архиерейскую кафедру был назначен приехавший незадолго до этого в Москву из Польши (тогда еще Речи Посполитой) православный епископ Владимиро-Волынский и Брестский Иосиф Курцевич, то вполне возможно, что это предание основывается на реальных фактах. В Суздаль упомянутый епископ приехал со свитой: его сопровождали как монахи, так и белые священнослужители, а также миряне, бежавшие от насильственного ополячивания и окатоличивания. Среди лиц, сопровождавших епископа Иосифа мог оказаться и отец Владимира. В пользу этого предания говорит и само имя Владимир (Володимер, как тогда писали), встречавшееся в те времена крайне редко на суздальской земле; что же касается причтов церквей и женских монастырей Суздаля, то в ХУ11 – ХУ111 вв., упомянутый священнослужитель был единственным носителем такого имени (чтобы это утверждать, мной были просмотрены писцовые и переписные книги Суздаля и многие другие документы). В то же время имя Владимир было весьма распространено среди православных жителей восточных окраин Речи Посполитой. А что до гонений на православную церковь в этой стране в ХУ11 веке, а именно на территории, позднее получившей название Украина, то как говорил царь Соломон: «нет ничего нового под солнцем»: все повторяется, как будто и не было четырехсот лет, отделяющих нас от эпохи позднего средневековья, когда гонения на православных в этих краях приобретали чудовищные формы и масштабы. Что происходит ныне со священниками, церквями и монастырями канонической Украинской Православной Церкви хорошо известно.

Сын о. Владимира Василий (ок.1653 – ок.1726), так же, как и отец, служил в Покровском монастыре – сохранилось упоминание о нем как о священнике этой обители, датированное 1685 г. Следующие упоминания, но уже как о священнике Ильинской церкви, построенной на Ивановой горе, содержатся в переписных книгах Суздаля 1710, 1711 и 1715 гг. В первом случае ему немногим более 30-ти, во втором – 57- 58 лет. Поскольку в те времена священники редко перемещались с прихода на приход, можно с большой долей вероятности предположить, что о. Василий служил в Ильинской церкви еще задолго до упомянутых переписей начала ХУ111 в.: вполне вероятно, что со времени ее построения в 1688 г. (именно этим годом датировано письмо митрополита Суздальского Илариона из Москвы, в котором он упоминает о купленной, на его келейные деньги, утвари для Ильинской церкви). Построив и щедро одарив эту церковь, владыка завещал Ильинским священникам вечно поминать себя и своих родителей, и это завещание относилось, как мы видим, и к о. Василию, а после его смерти, - к его сыну и внукам, служившим в Ильинской церкви на протяжении почти всего ХУ111 века.

Сын о. Василия, Алексей (ок.1698 – ок. 1776), пра-пра-прадед о. Александра, служил в Ильинской церкви с середины 1720-х гг. Выросший при этом храме, он с ранних лет был обучен всем премудростям церковной службы. Обладая певческими способностями, Алексей с ранних лет пел в архиерейском хоре. В переписях суздальских священнослужителей 1710 и1711 гг. (было ему тогда 12- 13 лет), он значится «подьяком, работающим в доме архиерея» (имеется в виду певчий подьяк архиерейского хора). Так что с Суздальским архиерейским домом была тесно связана жизнь не только о. Василия Владимирова, но и его сына Алексея. Начав служить в деревянной, уже порядком обветшавшей церкви, о. Алексею довелось участвовать в ее построении в камне: белоснежная церковь, которая сейчас красуется на Ивановой горе, была построена в середине ХУ111в. на средства прихожан и при настоятельстве о. Алексея. Попутно заметим, что часто упоминаемая дата ее построения, 1744 г., не верна, так как в переписи суздальских церквей за 1745 г., опубликованном во Владимирских губернских ведомостях в 1858 г., Ильинская церковь значится все еще деревянной. После смерти о. Алексея в этом храме продолжал служить дьяконом его сын, Василий Алексеев (ок.1730 – после 1783 г.); если учесть, что служил он и в 1780-е гг. (последнее известное мне упоминание о нем датировано 1783 г.), то получается, что предки о. Александра служили в Ильинской церкви без малого 100 лет!

Сын о. Алексея Петр (ок.1728 – 1798), также прямой предок о. Александра, сначала служил в Ильинской церкви пономарем, а в 1775 г. был рукоположен во священника к церкви с. Янева, находящегося близ Суздаля и являвшегося вотчиной Суздальского архиерейского дома. Одновременно с переводом о. Петра в Янево, там, «тщанием прихожан», начинается строительство каменного храма, освященного в 1781 г. во имя иконы Казанской Божией Матери. Таким образом, с предками о. Александра связана история построения, по крайней мере, двух замечательных храмов Суздальской земли. Начиная с о. Петра, предки о. Александра служили в сельских церквях Суздальского и Юрьевского уездов.

Семинарское образование первым в роду Сваинских получил прадед о. Александра, Гавриил Петров (ок.1764 - 1813). Интересно, что Гавриилу, который впоследствии служил пономарем в Тихвинской церкви Суздаля, а затем дьячком в Казанской церкви с. Янева, в семинарии дали фамилию Беляевский (вероятно он был светловолос и белолиц), а фамилия Сваинский была присвоена при поступлении в духовное училище внуку Гавриила и отцу о. Александра Иоакиму Григорьеву (1815-1848). Происходила эта фамилия от названия села Сваино Юрьевского уезда, где служил дьячком отец Иоакима Григорий Гаврилов.

Окончив в 1838 г. Владимирскую духовную семинарию, Иоаким был определен послушником в архиерейский дом, находившийся, как и сейчас, в Рождественском монастыре г. Владимира. По прошествии четырех лет послушнической жизни ему сосватали, как тогда говорили, «невесту с местом» - дочь священника Ильинской церкви села Улово Суздальского уезда о. Михаила Ивановича Санинского (ок. 1780 – ок. 1855) Веру (1814 –1883). Предки Веры Михайловны по отцу происходили из села Санино Суздальского уезда, где на протяжении многих лет были священнослужителями Николаевской церкви. Вскоре после венчания, которое состоялось осенью 1842 г., Иоакима Сваинского рукоположили во священника: тесть, уйдя за штат, передал ему свое место, что было в то время в порядке вещей.

О. Александр родился в селе Улово 1/14 августа 1844 г. По церковному календарю в этот день празднуется Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. В этот же день начинается Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим. Крестная ноша и постническая жизнь без излишеств как бы с самого начала жизни предназначались о. Александру: крест раннего сиротства был возложен на хрупкие плечи младенца вскоре после его рождения. В начале 1848 г. безвременно (было ему только 33 года) умер о. Иоаким - в тот год на суздальской земле свирепствовала эпидемия холеры. Семья лишилась единственного кормильца, а трехлетний Александр и его брат, родившийся за год до случившейся трагедии, - любящего отца. Раннее сиротство оставляет неизгладимый след в душе - впоследствии о. Александр всегда опекал и привечал в своем доме осиротевших родственников. «В нашем доме всегда жили сироты», - рассказывала своим внукам его младшая дочь Анна.

После смерти о. Иоакима для матушки Веры началась нелегкая жизнь, полная трудов и забот: поскольку жили они в селе, то и все работы сельских жителей лежали на ней. Вскоре после смерти мужа умерли и родители Веры Михайловны, после чего она принимает решение переехать с детьми в Суздаль: подошло время старшему сыну Александру поступать в духовное училище. В клировых ведомостях Цареконстантиновской церкви Суздаля значится, что в 1855 г. матушка Вера с сыновьями была приписана к этому храму и жила на съемной квартире.

Хотя Вера Михайловна была обучена лишь основам грамоты, но стремилась дать детям хорошее образование, направить их по стопам отца и деда. Возможно, кто-то помогал ей в этом: в Суздале некогда учился, а затем послушничал при Спасо-Евфимиевском монастыре ее младший брат Иван, носивший фамилию Альбицкий, отличную от фамилии отца и данную ему при поступлении в Суздальское духовное училище. Служил в Афанасьевской церкви Суздаля дьячком и родственник покойного о. Иоакима Дмитрий Иванович Горицкий (ок.1815-после 1875), бывший поручителем (свидетелем) на свадьбе Иоакима и Веры.

Чтобы жить в городе и оплачивать съемную квартиру Вере Михайловне приходилось немало трудиться: пособий по потере кормильца в то время еще не выплачивали. Вероятно, она работала по найму у кого-то из суздальцев. Переживая с матерью все невзгоды и тяготы, мальчики, настроенные ею на серьезный лад, выросли трудолюбивыми, дисциплинированными и ответственными людьми. Где бы они в дальнейшем ни учились и ни служили, во всех характеристиках было написано: «поведения очень хорошего» или «отлично хорошего». Что касается успеваемости, то Александр учился добросовестно, прилежно и был стабильным «хорошистом», а его младший брат Николай – круглым отличником.

Вера Михайловна была не только трудолюбива и ответственна, но и благочестива, и набожна. Вырастив, выучив в семинарии и женив сыновей, Вера Михайловна дождалась первых внуков, став крестной матерью некоторых из них и ушла послушницей в Александровский Успенский монастырь, где провела без малого 10 лет, исполняя различные послушания вплоть до своей кончины в 1883 г. Что касается Александра, то поступив в семинарию в 1860 г. и проучившись 6 лет, он успешно окончил ее по второму разряду, за номером 7 в разрядном списке, в котором значилось 33 студента. Нужно отметить, что окончить семинарию в то время удавалось далеко не всем: около половины поступивших студентов отчислялось в процессе учебы. Стремление во что бы то ни стало получить хорошее образование и идти по стопам рано умершего отца и деда, свидетельствует, помимо вышеперечисленных качеств, о раннем взрослении и твердом характере юношей: в то время учиться сиротам из бедной семьи было очень непросто, достаточно почитать воспоминания семинаристов–бурсаков середины Х1Х в.

В архивах Владимира и Суздаля сохранились два документа. Первый связан со временем, когда молодой выпускник Владимирской духовной семинарии Александр Сваинский стоял на пороге своего пастырского служения. Это - аттестат об окончании семинарии, датированный июлем 1866 года. По традиции на вручении аттестатов присутствовал правящий архиерей. Поскольку оным, вплоть до конца июля 1866 г., состоял святитель Феофан (Говоров), будущий Затворник Вышинский, то можно предположить, что свой аттестат о. Александр получил из рук (или, по крайней мере, в присутствии) этого замечательного подвижника русской Церкви, причисленного к лику святых. А уж в том, что учась в семинарии и посещая архиерейские богослужения в храмах Владимира о. Александр неоднократно видел владыку Феофана и слышал его проповеди, не стоит и сомневаться. Второй документ - это собственноручно составленный о. Александром за год до смерти, т.е. в 1921 г., послужной список, подводящий итог всему священническому служению батюшки. Между этими двумя датами заключен временной отрезок в 55 лет: длинная жизнь преданного Богу и людям служителя церкви, наполненная как радостными, так и скорбными событиями.

Радостными событиями, которым предшествовало полтора года послушничества при Васильевском монастыре Суздаля, были венчание, а затем – иерейская хиротония о. Александра. Как некогда его отцу, Иоакиму, о.Александру сосватали невесту – дочь настоятеля Источниковской (Борисоглебской) церкви Суздаля Василия Петровича Державина (1816 – 1873) с замечательным именем Любовь. В феврале 1868 г. двадцатитрехлетний Александр венчался с двадцатилетней Любовью и тогда же был определен на место, а 5/18 мая рукоположен в иерея Преосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Май того года был насыщен праздниками: 2/15 – в Источниковской церкви праздновался малый престол св. Бориса и Глеба; 8/21 - Вознесение Господне, 18/31 - Троица. Воистину прекрасными были первые дни служения молодого батюшки! В клировых ведомостях 1868 г. ему дается такая характеристика: «поведения очень хорошего, читает четыре проповеди и имеет восемь готовых».

Поскольку в 1868 г. Источниковская церковь в результате реформы по оптимизации церковных штатов была приписана к Дмитриевской, то о. Александр после рукоположения получил статус помощника настоятеля объединенного прихода, настоятелем же был Николай Петрович Покровский (ок.1829 – 14.04.1884). Подчиненное положение Источниковская церковь имела вплоть до середины 70-х гг., когда она вновь стала самостоятельной, а о. Александр – ее штатным настоятелем.

Вся жизнь приходского священника зависела от того, какой приход ему достался, доходный или нет: этим определялась степень материального благополучия семейства и возможность дать детям хорошее образование. Источниковский приход был небольшим и небогатым, причем число прихожан сокращалось из года в год. По клировым ведомостям 1869 г. в приходе числилось 2 двора духовных, 2 двора статских, 12 дворов мещан и 3 двора военных лиц: итого 19 дворов, в которых проживало около 200 чел. (мужчин - 92, а женщин – 109 чел.); по ведомостям 1875 г. в приходе числилось только 12 дворов с населением 150 чел., а в 1909 г. за церковью было закреплено всего лишь 84 чел. При этом подавляющее большинство прихожан были людьми, как тогда писали, с «недостаточным состоянием», работавшими по найму (многие – прислугой). По социальной принадлежности это были крестьяне (много крестьянских вдов), отставные солдаты и солдатские вдовы, небогатые мещане. Состоятельных прихожан, которые могли бы помогать церкви и ее причту было немного. В Клировых ведомостях 1875 г. содержание причта Источниковской церкви оценивалось как скудное.

Семья батюшки жила очень скромно. Недаром суздаляне сложили поговорку с явно сострадательной коннотацией: «У Бориса и Глеба поп без хлеба». Борисоглебский поп Александр был «без хлеба» не только потому, что прихожане были небогатыми людьми, но потому, что кормил очень большую семью – вместе с ним долгие годы жила его теща-вдова с тремя незамужними дочерями, а также вышеупомянутые сироты. Кормилась семья, как и многие жители Суздаля того времени, преимущественно со своего огорода. При доме был довольно большой участок земли (по рассказам одной из внучек батюшки, родившейся и жившей в его доме, – 40 соток). Если посмотреть на известную фотографию Источниковской церкви, снятую Прокудиным-Горским в 1912 г., то бросается в глаза обилие зеленых огородов вблизи нее. У батюшки в огороде, по рассказам упомянутой внучки, был идеальный порядок и даже картошка выращивалась на грядках!

Как некогда мать о. Александра, жена его так же была великой труженицей – большое домашнее хозяйство держалось на ней. Произведя на свет, насколько мне известно, девятерых детей, пятерых из них родители похоронили. Тяжело хоронить своих детей, но особенно тяжело было перенести почти одновременную смерть двух сыновей-семинаристов, отошедших ко Господу в Пасхальные дни 1899 г. (один из них умер от скарлатины в Светлое Христово Воскресение, другой – через несколько дней). Хоронить своих детей – это ли не крест, понести который помогала лишь вера в святой Промысел Божий. Но, забрав детей, Господь дал порадоваться на внуков: восьмерых застал батюшка при своей жизни, став многим из них восприемником от купели. Еще четверо внуков родились после смерти батюшки- всего их было двенадцать.

Из-за недостаточности средств для содержания большого семейства, о. Александр должен был трудиться с утра до вечера. Наряду со служением в церкви, батюшка с 1873 по 1882 г. преподавал в церковно-приходской школе. Вот как об этом написано в Клировых ведомостях 1875 г.: «В доме священника означенной Источниковской церкви Александра Сваинского помещается Суздальское городское второе приходское училище, обучением детей занимается сам священник. Дети обучаются предметам, которые положено преподавать в начальных народных училищах». Училище было смешанным, т.е. учились как мальчики, так и девочки, там же обучались и дети самого батюшки. К слову сказать, ранее упоминавшийся младший брат о. Александра, Николай, до того, как женился и стал священником, несколько лет преподавал Закон Божий в земской школе. Все три дочери о. Александра были учительницами, трудились, как и их мужья, на ниве народного просвещения. Одна из дочерей, Мария, была учительницей церковно-приходской школы при Ризоположенском монастыре с самого ее основания. Причем была очень хорошей учительницей, за что и получила в награду Библию от Святейшего Синода.

Закончив преподавание в школе, батюшка, по поручению Епархиального начальства, безвозмездно учил арестантов Суздальской тюрьмы грамоте и Закону Божию. Наряду с этим, он в течение почти пятнадцати лет проходил должность члена Благочиннического Совета Суздаля. Начиная с 1884 г. и вплоть до конца своей жизни, о. Александр являлся смотрителем градской Всехсвятской церкви, находившейся на Знаменском кладбище. В 1913 г. батюшку избрали духовником Суздальского духовного училища.

За «заслуги по духовному ведомству», «ревностное прохождение должности по народному образованию», «за отлично-усердную, при благочестивом поведении, службу церкви Божией» и другие заслуги батюшка неоднократно получал награды от Святейшего Синода, архипастырей и епархиального начальства. Заметим, что для большинства рядовых священников во второй половине XIX - начале ХХ в. наиболее высокой доступной наградой был наперсный крест от Святейшего Синода, реже - орден Св. Анны III степени и сан протоиерея. У о. Александра были все эти награды. Более того, батюшка удостоился палицы – награды, вручавшейся заслуженным протоиереям, но случилось это накануне великих потрясений, в июне 1917 г., поэтому награда эта была последней.

После 1917 г. служители престола Божия, честные отцы, как именовали их раньше, в одночасье превратились, по совдеповской терминологии, в «чуждые классовые элементы», лишенные всех гражданских прав. Сказать, что у о. Александра была беспокойная старость, значит ничего не сказать. В конце 1918 г. он взял на себя обязанности настоятеля («заведующего приходом») еще и Дмитриевской церкви Суздаля. Произошло это потому, что сначала псаломщик этой церкви ушел за штат, а вскоре и ее священник, о. Павел Соловьев, был перемещен в сельскую церковь. Как и полвека тому назад, Дмитриевский и Источниковский приходы объединились, но на этот раз - незадолго до своего закрытия или «ликвидации», как тогда писали в официальных документах. В самом начале 1919-го г. батюшка остался совсем один на двух приходах: был уволен из духовного звания и дьякон-псаломщик Источниковской церкви Константин Соколов, поступивший на работу в советское учреждение. При этом на попечении 75-летнего батюшки, страдавшего ревматизмом ног (сказалось стояние на каменном полу во время многочасовых служб в холодной Источниковской церкви), оставалась и третья, Всесвятская кладбищенская церковь – тяжелая ноша и для более молодых и здоровых иереев.

Последние годы жизни о. Александра были полны не только тяжелых трудов и старческих немощей, но и трагических событий, связанных с семьей. Ранняя смерть мужа младшей дочери Анны, оставшейся в 1920 г., в разгар Гражданской войны, одной с маленьким сыном на руках вдалеке от родителей, смерть сына Павла, служившего псаломщиком в Вязниковском уезде, смерть матушки Любови в Святую седмицу 1921 г. – трагические события следовали одно за другим. Душа болела и за дочь Марию, вместе с мужем служившую в школе села Лежнево, находившегося близ «колыбели революции», города Иваново-Вознесенска. В марте 1922 г. там был арестован и осужден за противодействие изъятию церковных ценностей духовник семьи дочери, протоиерей Дмитрий Иванович Капацинский.

Матушка Любовь отошла ко Господу первой. Не видела она поругания над святынями Источниковской церкви, так называемого изъятия церковных ценностей. Но о. Александру довелось пережить это святотатство дважды. В марте, а потом еще и в мае 1922 г. приходили к нему партийные активисты, сдирали серебряные оклады с икон, загружали в мешки богослужебные сосуды. Через три месяца после последнего «изъятия» не стало и о. Александра: он скончался 9 сентября 1922 г., на 79-м году жизни. Акт о ликвидации Источниковской церкви был подписан 10 мая 1923 года, т.е. почти в тот же день, когда исполнялось 55 лет со дня рукоположения батюшки...

Запись о смерти о. Александра сохранилась в суздальском ЗАГСе, где в чудом уцелевшей старенькой тетради написано, что хоронили его 11 сентября 1922 г. на Знаменском кладбище. В этот день Церковью поминается Усекновения главы Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Без малого через 100 лет Источниковскую церковь начали восстанавливать и приписали к храму, освященному в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи!

Из послужного списка и клировых ведомостей вряд ли можно узнать характер человека, для этого требуются частности, мелочи, домашняя жизнь. К сожалению, я не располагаю многочисленными примерами из частной жизни батюшки, но сохранилось несколько фотографий, сделанных в начале ХХ в.: на них о. Александр худой, подтянутый и поэтому довольно моложавый. На одной из фотографий он изображен в кругу большой семьи: многочисленные родственники, в том числе сироты, жившие в его доме, могут косвенно свидетельствовать о неконфликтном, уживчивом и добром характере батюшки. Сохранились и написанные его рукой послужной список, клировые ведомости, описи церковного имущества и некоторые другие документы. Почерк мелкий, ровный, разборчивый, так называемый бисерный. Очевидно, что обладатели такого почерка - люди аккуратные, старательные, сдержанные. Наука графология называет скромность и сдержанность основными чертами характера обладателей бисерного почерка, а также предполагает, что люди с таким почерком - застенчивые натуры. И это похоже на правду: именно такое впечатление складывается, глядя на немногочисленные фотографии батюшки. Как известно, Бог кротким и смиренным дает благодать, и не печать ли Божией благодати - более чем полувековое служение о. Александра на одном приходе! Такое постоянство выпадало и выпадает на долю очень редких священников! Вечная память и Царство Небесное о. Александру и его сородичам!

Е.И. Филиппова, правнучка о. Александра, г. Москва.

Послужной список о. Александра Иоакимовича Сваинского.

(Из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника).

1868 года мая 5-го дня посвящен к Источниковской церкви г. Суздаля во священника.

С 1873 года сентября 1-го дня, до 1882 года ноября 15-го дня проходил должность законоучителя в Суздальском 2-м приходском училище.

1877 года декабря 26-го дня, за ревностное прохождение должности по народному образованию, награжден набедренником.

С 1884 года Апреля 19-го дня проходил должность смотрителя градской Всехсвятской кладбищенской церкви, а также безмездного учителя и Законоучителя арестантов, содержащихся в Суздальском тюремном замке.

С 1885 года Января 22-го дня до 1886-го года января 14-го дня состоял членом временного ревизионного комитета по Суздальскому духовному училищу.

1885 года февраля 25-го дня за отлично-усердное, при благочестивом поведении, служение церкви Божией, удостоен благословения Святейшего Синода.

С 1885 года мая 31 дня до 1899 года июня 25 дня проходил должность члена Благочиннического Совета г.Суздаля.

1888 года марта 29-го дня, за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, награжден скуфьей.

1889 года июля 31-го дня за особый порядок в церкви, за исправность по службе, преподано благословение Божие и изъявлена благодарность Его Высокопреосвященства Архиепископа Феогноста.

1890 года января 4-го дня, указом Консистории за № 43, был утвержден уполномоченным на съездах.

1893 года января 22-го дня, за безмездное преподавание Закона Божия арестантам Суздальского Замка, объявлена благодарность Тюремного Комитета.

1893 года апреля 21 дня, за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, награжден камилавкой.

1894 года марта 10-го дня, за труды по безмездному обучению арестантов Суздальской тюрьмы Закону Божию, преподано благословение Божие и объявлена благодарность от Его Высокопреосвященства Архиепископа Сергия.

1898 года апреля 9-го дня, за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. Грамоту имеет.

1905 года мая 6-го дня, за службу по епархиальному ведомству удостоен награждения орденом св. Анны 3-ей степени.

1912 года мая 6-го дня, за заслуги по духовному ведомству, Святейшим Синодом, удостоен награждения саном протоиерея.

1913 года декабря 13 дня был назначен духовником Суздальского духовного училища.

1917 года июня 29-го дня, за заслуги по духовному ведомству, Святейшим Синодом, удостоен награждения палицей.

Фотографии о. Александра и его родных.

Священник Александр Иоакимович Сваинский после очередного награждения

Священник Александр Иоакимович Сваинский после очередного награждения. Дагерротип. Возможно, 1912 г. – награждение саном протоиерея.


Александр Иоакимович Сваинский с внуками

О. Александр Иоакимович Сваинский с внуками-крестниками Федором (справа) и Иваном. Село Лежнево Ковровского уезда, ок. 1908 г.


Матушка Любовь Васильевна Сваинская

Матушка Любовь Васильевна Сваинская (в девичестве Державина) (1847–1921). Суздаль, Борисова сторона, 1905 г.



О. Александр в кругу семьи. Суздаль, Борисова сторона, 1905 г.

Справа от о. Александра – матушка Любовь Васильевна; стоит в последнем ряду вторая слева – мать м. Любови, Надежда Вуколовна Державина (в девичестве Беляева) (ок.1820–после 1905) - вдова священника Входоиерусалимской церкви Суздаля Василия Петровича Державина (ок.1815–1873), дочь священника Троицкой церкви Суздаля Вукола Петровича Беляева (ок.1783–1825), внучка по матери протоиерея Ризоположенского монастыря Суздаля Ивана Васильевича Виноградова (ок.1762-1831).



Семья о. Александра. Суздаль, Борисова сторона, 1904 г.

Во втором ряду слевава – м. Любовь с внуком Федором, рядом дочь Мария, бывшая до замужества учительницей церковно-приходской школы при Ризоположенском монастыре, в первом ряду слева – мать м. Любови, Надежда Вуколовна Державина (ок. 1820–после 1905), рядом с ней две ее дочери, жившие вместе с семьей Сваинских, стоят справа дочери м. Любови, Елизавета и Анна, учительницы земских школ Гаврилова Посада и с. Ярышева.