ПУБЛИКАЦИИ


Ершов Андрей Леонидович
Роль Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании
взаимоотношений духовенства Владимирщины и местных властей в 1930-1932 гг.


8 апреля 1929 года Президиумом ВЦИК было принято постановление «О религиозных объединениях», определившее практическую политику государства по отношению к религиозным обществам - общинам. На этом же заседании Президиум ВЦИК принял решение о создании при ВЦИК постоянной комиссии по вопросам культов для решения вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. 30 мая 1931 г. ВЦИК утвердил положение о постоянной Центральной комиссии по вопросам культов и о местных комиссиях. На Комиссию возлагались обязательства «общего руководства и наблюдения за правильностью проведения в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР», ею осуществлялась разработка проектов законодательных актов, связанных с культами, дача экспертных заключений Президиуму ВЦИК по этим вопросам, систематизация соответствующих законодательных актов и постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, общий учет религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих на нарушение в сфере законодательства о культах. Все центральные и местные организации обязаны были предоставлять Комиссии по ее требованию материалы, связанные с культами. В Комиссию входили представители НКВД РСФСР, НКЮ РСФСР, НКПроса РСФСР, ВЦСПС и уполномоченный ОГПУ при СНК РСФСР. Наибольшее место в работе Комиссии занимало решение вопросов, связанных с закрытием культовых зданий и рассмотрение жалоб верующих.

Сразу же после появления Комиссия начала активную деятельность по разработке законодательной базы. Так, в 1929 г. был принят закон об урегулировании колокольного звона. Почти сразу Комиссия встала на защиту имущественных интересов верующих: отменила обязательное страхование движимого культового имущества и убранства (колокола, иконы, хоругви и т.п.), отменила подоходный и промысловый налог на свечи и просфоры. Положение же духовенства тем временем продолжало оставаться более чем плачевным. Начало 1930 года не изменило ситуацию. 6 января 1930 г. постановили «признать необходимым лишить служителей культа права пользования землей … наравне с другими лицами, лишенными избирательных прав, имеющими источники существования от торговли, эксплоатации в промышленных предприятиях и т.д.; служителям культа, снявшим сан, пред[о]ставить фактическую возможность на трудовое землепользование или заработок по службе». Этим постановлением положение духовенства не было улучшено, а лишь узаконено их по сути бесправное положение. Кроме того, напрямую было обозначено ожидание властей, что духовенство должно в ближайшее время перестать вести «паразитический образ жизни» и начать трудовую деятельность. 11 февраля постановили «не допускать кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц в исполнительные комитеты религиозных организаций, чтобы исполнительные комитеты не превратились в контрреволюционные гнезда». 26 февраля постановили по затронутым митрополитом Сергием на приеме вопросам «обратиться в НКВД с указанием на возможность разрешения на открытие в г. Ленинграде Богословских курсов и в Главлит с указанием на возможность разрешения ежемесячного периодического издания» (3000 экз.). На деле курсы так и не были открыты: власти отказали, сославшись на отсутствие помещений; ежемесячным периодическим изданием стал «Журнал Московской патриархии», который удавался издавать до 1935 г.

Положение духовенства изменилось только после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Так, 6 апреля Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир, считать кулаками, отсылать на лесоразработки и другие трудовые повинности только за наличие сана, постановила «предложить местным финорганам при взимании подоходного налога считаться с наличием фактического заработка и возможностью уплаты требуемых сумм; … не допускать предъявления требований на продукты, не являющиеся собственным производством, и не допускать превышения установленных норм для данной местности. Наблюдение за выполнение настоящего постановления возложить на Прокуратуру, предложив последней нарушителей привлекать к уголовной ответственности». Благодаря этому постановлению, например, священнику с. Красное Владимирского района вернули дом (хотя местных активистов данное решение отнюдь не устроило).

20 июня постановили: т.к. служители культа не могут быть членами кооперации, запретить всякие вступительные взносы, а уже произведенные вернуть, в т.ч. и тракторные сборы; трудовые повинности не должны приводить к невозможности отправления культа. Т.е. до апреля 1930 г. весь этот произвол считался нормой! Так, например, в это время «епископ Муромский Макарий жалуется митрополиту Нижегородскому Сергию, что все священнослужители отправлены на лесозаготовки, не считаясь ни с возрастом, ни со здоровьем, даже семидесятилетние старцы». 30 августа разрешили принимать служителей культа на Биржи труда, если те порвали с религией и сложили сан, о чем объявили в церкви или в ближайшей газете, но приниматься они должны были особо, т.е. без права получения пособия по безработице и направляться на физическую или техническую работу или по специальности, не могли быть направлены в органы НКПроса и на заводы и управление военной промышленности.

Ситуация в Ивановской промышленной области была под особым контролем. 11 декабря 1930 г. Комиссия пишет в Ивановский облисполком: «Несмотря на прямую директиву правительства относительно обложения служителей культа, РИК и ИПО продолжают облагать их по своему личному усмотрению и в нарушение всех существующих законоположений, а к лицам, несвоевременно уплачивающим явно непосильные налоги, применяют разного рода репрессии, вплоть до отдачи под суд и отобрания имущества. Служитель культа Сущевский Ив. из с. Клин Юрьев-Польского района в 28-29 гг. платил налога около 50 рублей; в этом году, несмотря на отсутствие увеличения дохода от сельского хозяйства, ему предложено уплатить 564 рубля сельхозналога и 564 рубля самообложения. Несмотря на явное увеличение налога и самообложения и несмотря на справку сельского общества, заверенную сельсоветом, о незначительных доходах Сущевского, райисполком отказался пересмотреть дело и приступил к принудительному изъятию у Сущевского имущества. Таких явлений весьма много, на которые ВЦИК обращал внимание Облфинотдела, но последний, вместо прямого выполнения распоряжений правительства, рассмотрение затягивает настолько долго, что места успевают свободно распродать имущество и неплательщиков отдать под суд. М.И. Калинин поручил [Ивановскому облисполкому] в самом срочном порядке проверить выполнение РИКами и Облфинотделом постановление Президиума ВЦИК 380/с и принять меры к лицам, не желающим выполнять распоряжения правительства. Дело Сущевского должно быть пересмотрено и взыскание немедленно приостановлено». Протокол заседания Комиссии от 26 июня 1930 г. гласит: «[Владимирский] Окрфинотдел, согласно предложения Ивановского Облфинотдела от 12.02.30 г., применил к служителям культа огульное обложение 29-30 г. из расчета получения ими не менее 2 т.р. в год, при этом фактический доход и возможности уплаты во внимание не принимались. Указанное обложение, как не соответствующее действующему законодательству, признать неправильным и сообщить об этом в НКФ СССР и НКФ РСФСР с направлением копии указанного выше постановления Облфинотделу. При исчислении дохода служителей культа финорган включил в доход натуральные приношения, расценивая стоимость последних по рыночным ценам [а не по твердым]. В части обложения служителей культа Воронцова Вас. из с. Алачина Ковровского района и Воронцова Павла из с. Русина того же района, ... несмотря на то, что их доходность с учетом полученного за требы (по утвержденной общиной расценке) и натуральных приношений (оцененные по рыночным ценам) не превышала у первого 1180 рублей и у второго 600 рублей, налог с них исчисляется из расчета получения дохода в 2 т.р. Указанное обложение [Комиссия постановила] признать неправильным и указать Владимирскому Окрфинотделу на необходимость пересмотра обложения Воронцовых Вас. и Павла, а также пересмотреть обложение и остальных служителей культа округа, руководствуясь при этом циркуляром Президиума ВЦИК № 247/с».

4 декабря ВЦИКом в облисполком направлено письмо: «Получено заявление служителя культа Глазкова Ивана Гаврииловича, проживающего в с. Шустове Вязниковского района, из которого видно, что несмотря на постановление Президиума ВЦИК от 30. 08. с.г. № 380/с указанному служителю культа местными органами [в октябре 1930 г.] предложено в 24-часовой срок уплатить 760 рублей налога, а когда он это выполнить не смог, у него, вопреки запрещения производить взыскания (п. 4 постановление Президиума ВЦИК № 380/с), было изъято абсолютно все имущество. Спустя некоторое время [в ноябре] местными властями была потребована дополнительная уплата налога в сумме 680 рублей, но в виду невозможности взыскать указанную сумму, решено приступить к взысканию этой суммы с имущества отдельно живущих детей Глазкова. Когда Глазков пробовал обращаться с жалобой на незаконные действия местных властей, от вышестоящих организаций получен ответ, что дело его будет пересмотрено своим порядком, но приостанавливать взыскания, хотя и незаконные, никто не будет, т.к. если впоследствии будет установлена незаконность взыскания, можно будет просить о возвращении незаконно взысканного. Помимо взысканной налоговой суммы с Глазкова взыскано самообложение в размере 680 рублей, а общая сумма подлежащих с него взысканий равна 2160 рублям… Аналогичного рода жалобы поступают папками из ряда районов. М.И. Калинин поручает Вам: 1) немедленно приостановить взыскание с Глазкова и пересмотреть обложение и 2) выслать обстоятельный доклад о том, чем вызвано противодействие местной власти и было ли Вам это известно, что Вами предпринималось ранее и что предпринимается теперь к урегулированию указанного ненормального явления». Кроме того, в жалобе от 3 декабря Глазков указывал, что в феврале 1930 г. был раскулачен, сельским хозяйством не занимается, имеет 5 малых детей и доход его около 400 рублей в год. 22 мая 1931 г. пришел ответ Ивановского облисполкома по делу И.Г. Глазкова, что «областной прокуратурой возбуждено уголовное преследование против лиц за продажу и невозврат имущества, незаконно изъятого у служителя культа Глазкова. ...кроме этого сообщается Вам для сведения, что постановление ВЦИК за № 380/с в районы области спущено и в развитие коего обращено внимание районов письмом от 19.12.п.г. за № 602/с о недопустимости невыполнения такового, в отношении же урегулирования вопроса с ненормальным явлением, доклад нами был выслан за № 174/с от 2.03.с.г.».

В мае 1930 г. М.И. Калинин приказывает ЦИКам автономных областей, краев и облисполкомам не допускать изъятия единственного храма на округу, при несогласии большинства населения и без общественной нужды, не выселять священников из домов и др. Однако это не мешает владимирской газете «Призыв» в июне поднимать вопрос о «преступном головотяпстве во Владимирском горкомхозе» - дом № 15 по ул. Воровского принадлежит священнику Акципетрову. В октябре в газете «Большевик» (Гусевской район) в статье «Не церемониться с кулаком» писалось: «За невыполнение сельхозналога и хлебозаготовок поп Орлов (с. Вешки) приговорен к 3 годам высылки из нашего района с запрещением проживания в ряде областей; дополнительно на него наложен штраф в 4 т.р.». В другой статье писали, что в д. Тихоново «за последнее время часто откуда-то появляются отцы «святые» - попы и совершают различные обряды», их рекомендовалось выгонять как «разносчиков заразы»4. Это как раз и были те самые оставшиеся без прихода, а иногда и без жилья священники, совершавшие от случая к случаю за кров и пищу обряды верующим. Последнее является примером т.н. тайной, катакомбной, нелегальной Церкви.

В то же время НКЗем 25 августа пишет в Постоянную комиссию по делам культов, что служители культа, снявшие сан и демонстративно порвавшие с религией, пользуются правами на землепользование, но с ограничениями: земля им дается вне бывшего прихода, по наделении всех других нуждающихся, худшего качества и возможности хозяйственного освоения, по нормам, составляющим 75 % от местной средней нормы земельного обеспечения, обрабатывается только личным трудом их и семей и без права сдачи в аренду. Фактически, это мало чем отличалось от раскулачивания.

24 февраля и 6 апреля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК постановила: «Войти в президиум ВЦИК с указанием на необходимость рассекретить постановление Президиума ВЦИК от 30.08.30 г. (протокол № 60), касающееся права служителей культа, снявших сан, на заработок. Считая необходимым проведение указанного закона в союзном масштабе, просить Президиум ВЦИК провести указанное постановление через ЦИКС». Бывшие служители культа могут стать членами колхозов и совхозов (техническая и черная работа), а после восстанавливаться в правах; «[они] и члены их семей, занимающиеся общественно-полезным трудом, имеют право на получение продуктов из потребкооперации». 30 августа Комиссия постановила «освободить при обложении сельхозналогом от обложения в индивидуальном порядке всех служителей культа, снявших с себя сан, независимо от срока, если они по другим признакам не подходят под индивидуальное обложение». 26 июля вновь был поставлен вопрос «о порядке выселения из жилых муниципальных домов лиц, живущих на нетрудовые доходы - постановили предоставить во ВЦИК необходимость закрепить практику, в соответствии с циркуляром Президиума ВЦИК от 20.06.30 г. № 247/с, п. 3, о запрещении лишения служителей культа жилой площади только по признаку лишения избирательных прав». 5 августа Комиссия приказала Селивановскому райисполкому «разобраться с незаконным закрытием церкви и отобранием дома у священника» в с. Захарово.

16 мая от Нижегородского крайисполкома во ВЦИК поступило извещение: «На днях по линии ОГПУ получена директива о проведении поверки состава исполнительных органов религиозных объединений в целях изъятия лиц кулацко-нэпманского элемента».

В 1932 г. на общероссийском уровне Комиссия приняла следующие решения. 19 февраля - о порядке сноса строений служителей культа с участков земель, занятых совхозами и колхозами: «Согласно Циркуляру НКЗема от 9.2.30 г., 20.02.30 г. и 21.03.30 г. при землеустройстве вновь образуемых, а также при укрупнении совхозов и колхозов, допускается принудительное перемещение бедняцко-середняцких и кулацких хозяйств, при чем на возмещение расходов, связанных с перемещением, кулацкие хозяйства права не имеют». Как известно, на практике духовенство обычно автоматически причисляли к кулакам.

26 мая узаконили допущение в качестве церковных сторожей лиц, лишенных избирательных прав: «Выселение из сторожек лиц, не связанных с охраной здания, производится <…> сельсоветами, РИК-ами и горсоветами в порядке, установленном законом. Охрана церковного имущества может производиться верующими, в т.ч. и лишенными избирательных прав, поочередно или на каком-либо другом основании».

О религиозном аспекте своей работы за конец 1931-1932 г. Ивановский облисполком во ВЦИК писал: «Отклонения от действующего законодательства на местах в основном выражается в переобложении служителей культа и общин верующих налогами, а также в незаконном закрытии церквей без санкции облисполкома», борются с этим разъяснениями и возложением на ряд работников административных взысканий. По сообщению Горьковского крайисполкома во ВЦИК от 26.12.32 г. о религиозном аспекте своей работы, основные проблемы состоят в трудности получения из районов полного и всестороннего материала и в частой смене работников в райисполкомах, что отражается на уровне их компетентности. Перегибы заключаются в закрытиях церквей без санкции крайисполкома, штрафах (до 500 рублей в срок от 3 дней до «немедленно»), запрещениях колокольного звона, требованиях платы за шествия и запрещениях последних из-за «эпидемий» даже при отдельных заболеваниях гриппом.

Таким образом, в 1930-1932 гг. деятельность Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК была направлена на создание общегосударственной нормативно-правовой базы в отношении культов. Эти законы накладывали значительные ограничения на духовенство и верующих (повышенные налоги, лишение прав и т.д.) и являлись ярким примером гонений на Церковь, но даже такие законы были благом для Церкви, ибо в первые годы первой пятилетки она оказалась абсолютно беззащитной перед всеми. Не меньшее место в работе Комиссии занимала адресная помощь верующим и духовенству. В 1932 г. Ивановский облисполком и Нижегородский крайисполком приводили большой перечень нарушений в области культов (переобложение платежами, запрещение колокольного звона, крестных ходов, хождений священника по домам верующих и т.д.). Следует отметить, что контроль Комиссией налогообложения духовенства местными властями сводился к тому, что она пересылала жалобы в те или иные органы местной власти, снабжая их строгими приказами разобраться в соответствии с действующими законами. В отдельных случаях это улучшало положение жалобщиков (случаи с Глазковым, Сущевским, Воронцовыми), можно предположить, что, напуганные приказами аж из ВЦИК, местные власти тоже в определенном числе случаев облегчали положение жалобщиков. Но при этом остается только догадываться, сколько представителей духовенства не подавали жалоб, смирившись со своей участью, либо, не добившись правды в низших инстанциях, не стали пытаться жаловаться выше. Множество служителей культа было раскулачено, выселено из домов и квартир, а нередко и выслано в Северный край и на Урал.

Литература:
1. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
2. Неужели поп победит? // Призыв. - Владимир, 1930, № 195, 3 сентября.
3. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.
4. Тысячные дома по-прежнему принадлежат попам и купцам // Призыв. - Владимир, 1930, № 121, 2 июня.
5. Не церемониться с кулаком // Большевик. - Гусь-Хрустальный, 1930, № 31 (18 октября).
6. Немедленно избавиться от разносчиков заразы // Большевик. - Гусь-Хрустальный, 1931, № 75 (5 апреля).
7. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 8. Л. 11.