ПУБЛИКАЦИИ


По материалам научно-практических конференций Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Судьбы суздальских священнослужителей в 20-30 годы двадцатого века.


Интерес к данной теме возник в связи с работой над созданием новой музейной экспозиции "Из истории суздальских монастырей", ее раздела, посвященного состоянию монастырей в России в послереволюционный период.

В течение последних двух десятилетий исследователями отечественной истории подняты и опубликованы многочисленные материалы о людях разных социальных слоев советского общества, репрессированных в 20-30-е годы ХХ-го века.

В 2000-ом году увидел свет синодик и биографический справочник "За Христа пострадавшие в земле Владимирской", изданный Свято-Успенским епархиальным женским монастырем г. Александрова, в котором приведены краткие сведения о владимирцах, репрессированных за веру и личные убеждения. В синодик включены 50 имен священнослужителей, монашествовавших, мирян, репрессированных в Суздальском районе в 20-30-е годы.

Революция 1917-го года резко изменила течение жизни всего населения бывшей Российской Империи. Одним из первых основополагающих документов, наряду с Декретом о мире, Декретом о земле, объявившим монастырские, церковные земли перешедшими в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, был Декрет об отделении церкви от государства, принятый 23 января 1918 года.

Декрет узаконивал отделение церкви от государства, школы от церкви. Церковные и религиозные общества лишались права владеть собственностью, быть юридическим лицом. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием, а здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти отдавались в бесплатное пользование соответственным религиозным обществам.

В Суздале к моменту выхода этого декрета действовали 26 церквей и 4 монастыря: мужской Спасо-Евфимиевский, женские Покровский, Ризоположенский, Васильевский.

Из документов известно, что в Спасо-Евфимиевском монастыре в конце ноября 1920-го года проживало 10 монахов, в Покровском - 110 монахинь, в Ризоположенском - 85, в Васильевском - 70. Все они, наряду с церковными священнослужителями, по статье 65 Конституции РСФСР 1918-го года были лишены избирательного права.

На протяжении ряда лет председатели уличкомов в обязательном порядке представляли в информационно-инструкторский отдел Управления Суздальского Горисполкома именные списки лишенцев. Строгость контроля за выполнением циркуляров усиливалась год от года. Так в марте 1923 года все уличкомы Суздаля в очередной раз получили срочное распоряжение Отдела Управления, который предложил "под личной ответственностью председателей … представить самые точные сведения о всех лицах, лишенных избирательных прав … по указанной форме. За неисполнение сего виновные будут привлечены к ответственности по ст. 118 УК".

В общий список лишенцев по г. Суздалю в 1923 году председателями уличкомов было внесено 210 горожан. Половина из них: бывшие торговцы, барышники, помещики, фабриканты, жандармы, городовые, урядники. Остальные - огородники, сапожники, портные, и 24% от списка - не трудоустроенные лица духовного звания, а именно: 31 священник, 19 монахов.

Поражение в политических правах, последовавшее за принятием декрета об отделении церкви от государства, поставило десятки тысяч людей в положение незащищенности, всеохватывающей зависимости от решений местных властей.

Отдел Управления Суздальского Горисполкома выдавал разрешения на проведение крестных ходов, собраний суздальского духовенства и религиозных общин, регулярно получал протоколы их заседаний. Общины монастырей испытывали на себе давление со стороны властей, вносивших коррективы в распорядок жизни обителей.

На примере документов Спасо-Евфимиевского монастыря проследим этот процесс.

В течение января-апреля 1918 года Спасо-Евфимиевский монастырь лишился лучших полян, пойменного луга в 8 десятин, дававшего до 1000 пудов сена, годового запаса дров, 4-х дач, находившихся в разных районах Владимирской губернии, ветряной мельницы, 2 лошадей с упряжью, т. д.

11 марта 1918 года Совет старшей братии Спасо-Евфимиева монастыря после очередной конфискации подал епископу Павлу доклад, в котором охарактеризовал ревизии как явление печальное. До сведения настоятеля доводилось, что "не находя способов, при сложившемся порядке вещей, так или иначе реагировать на него, Совет постановил установить лишь самый факт ревизии составлением особого акта".

Ревизии проводились по удостоверениям, доверенностям, ордерам Суздальского Исполкома, Военного Комиссариата, Чрезвычайной Уездной Комиссии. Полномочные представители приходили в обитель в сопровождении вооруженного красноармейца. После ревизии могли составляться, по настоянию братии, расписки.

Несмотря на отчуждение земельных угодий и утраты в хозяйстве, в конце декабря 1918 года Спасо-Евфимиевский монастырь был обложен подоходным налогом в размере 150 рублей. Сумма эта была для монастыря значительной, тем более, что в течение этого года сократился, а впоследствии закончился еще один источник денежных доходов монастыря, богослужения в Спасо-Преображенском соборе.

Таким образом, перед нами предстала картина жизни одной из суздальских обителей в первый послереволюционный год.

Суздальские власти активно проводили государственную политику в отношении церкви. Сразу после принятия декрета об отделении церкви от государства уездно-городским Отделом Управления были затребованы и собраны описи имущества церквей и монастырей. В 1920 году все храмы города были переданы общинам верующих по договорам. На следующий год начался процесс изъятия церковных ценностей, продолжавшийся вплоть до 1923 года, когда монастыри и церкви были окончательно закрыты.

Начался новый этап в жизнедеятельности церкви. Здания церквей в зависимости от "исторической ценности" использовали в хозяйственных нуждах, разрушали; монастыри - в Суздале Спасо-Евфимиевский и Покровский - стали объектами особого назначения. А деятельность церковнослужителей продолжала оставаться под контролем органов Управления на местном и губернском уровнях.

По-разному складывались судьбы людей в переломный для России период. На протяжении первых двух послереволюционных десятилетий органами Управления Государственной Безопасности было привлечено к следствию по статье 58 УК РСФСР несколько десятков суздальцев - представителей духовного сословия: священников, бывших настоятелей монастырей, монахов.

Одним из первых суздальских священнослужителей, подвергшихся аресту по политическим мотивам, был епископ Суздальский Павел (в мире Борисовский Павел Петрович). Он родился в 1867 году в с. Борисовском Владимирского уезда. Духовное образование получил в Суздальском духовном училище, во Владимирской духовной семинарии. В 1892 году окончил Московскую духовную академию со степенью Кандидата Богословия. Далее занимался преподавательской деятельностью. В 1911 году указом Синода П.П. Борисовский был назначен ректором Владимирской духовной семинарии. Будучи около десяти лет вдовцом, Борисовский принял монашество. 23 апреля 1916 года Синод возвел отца Павла в епископа Суздальского.

В 1917 и до 1921 года епископ Суздальский Павел был настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря. По характеру он был человеком ответственным, проявлял деятельное участие в судьбах своих подопечных. епископ Павел проявлял отзывчивость к разъехавшимся из монастыря монахам. 10 февраля 1921 года настоятель Бершадского Спасо-Преображенского монастыря Подольской губернии Архимандрит Дамиан отправил в Суздаль епископу Павлу рапорт с просьбой выслать документы на бывшего монаха Спасо-Евфимиевского монастыря Диомида, попросившегося в Бершадскую обитель 10 декабря 1919 года. Рапорт сопровождался прошением самого монаха Диомида (в мире Дмитрий Романович Кузьменко, 1866 года рождения, выходец из Подольской губернии), который писал: "Грозное время меня как и других заставило оставить любимый Свято-Евфимиев монастырь, в котором я прожил более двадцати лет и за которым сердцем и душой скорблю, но видно Богу угодно, что пришлось … возвратиться на свою родину. Теперь возвратиться мне в Суздаль немыслимо. Поэтому я определился в монастырь здесь … прошу не отказать, Ваше Преосвященство, выслать мне мои документы…". На полученном рапорте епископ Павел написал: "Документы монаха Диомида выслать настоятелю Бершадского монастыря с присовокуплением, что к перемещению монаха Диомида в означенный монастырь со стороны Управления Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря препятствий не встречается".

Многие священнослужители пострадали - были высланы из Суздаля, заключены в тюрьмы. Судьбы многих неизвестны. До сих пор не все архивы доступны для изучения, но мы надеемся, что появятся новые данные и новые публикации по данной теме.

Источники:
"По материалам научно-практических конференций Владимиро-Суздальского музея-заповедника.