ПУБЛИКАЦИИ


Торгова Марина,
сотрудница архивного отдела по канонизации святых
Владимирского Епархиального Управления


Мученик Михаил (Новоселов)


Прошло уже несколько лет с тех пор, как в лике святых был прославлен мученик Михаил Новоселов, человек особого склада ума, с необыкновенно-интересным жизненным опытом, происходивший из старинного священнического рода Новоселовых Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Из биографии Михаила Александровича известно, что всю свою сознательную жизнь он трудился во благо Церкви, занимался издательским и просветительским трудом: им было выпущено более 39 книг на религиозно-философские темы. К сожалению, владимирцам он мало известен, в то время как один из самых печальных периодов своей жизни Михаил Александрович провел в знаменитом политизоляторе ОГПУ, располагавшегося в 20-х годах прошлого столетия на территории Спас-Евфимиева монастыря города Суздаля. Он оказался там за свою религиозную принадлежность и как «носитель неугодной идеологии».

Огромный пласт жизни Михаила Александровича связан с его церковно-просветительским трудом, благотворительностью и «внутренним соединением с Богом», но этот путь был сложен и тернист. Напомним основные факты жизни святого.

Отец – учитель, директор Тульской гимназии, ближайший друг Толстого. Миша - блестящий гимназист, любящий своего отца и поэтому всецело подчиняющийся его воле. Будучи личностью романтической - с легкостью водит дружбу с самим Толстым, постигая его «учение», в котором, как он предполагает, - «воплощение христианского идеала». Как и все молодые люди той эпохи он категоричен в своих нравственных суждениях и оценках и даже пытается применить учение Толстого на практике, основав толстовскую общину, но все его идеи терпят полный крах и в этот момент происходит переосмысление жизненных позиций: «….я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой»,- говорил позднее Михаил Александрович.

Вернувшись в Церковь, Новоселов полностью посвятил себя делу миссионерства и просвещения, приступил к изданию книг под заглавием «Религиозно-философская библиотека», в которых пытался дать посильный ответ на актуальные жизненные вопросы, стал активным участником Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которое занималось широкой благотворительной и просветительской деятельностью. Один из исследователей его трудов писал: «Словно живой водой брызнули на сухие богословские схемы, будто в душную атмосферу начетнически отвлеченной богословско-философской мысли ворвалась вдруг струя свежего и чистого воздуха».

Революция и хаос, разрушительные демократические реформы, постигли Россию в начале XX века. Михаил Александрович писал своему единомышленнику, известному государственному деятелю Федору Дмитриевичу Самарину: «...теперь, кажется, всюду положение русского человека ухудшается. «Свобода» создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А – главное – ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать – гильотины. Обман, наглость, безумие – все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это – суды Господни, - трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, - кроме Краеугольного Камня – Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое».

В двадцатых годах по стране прокатилась волна арестов и репрессий священнослужителей, деятелей культуры и искусства, из страны вытравливали тех, чьи мысли и нравственная позиция противоречила «нормам» советской власти. Не миновал этой страшной участи и «религиозный фанатик, вольнодумец» Новоселов. 17 мая 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорило Михаила Александровича к трем годам заключения «в местах, подведомственных ОГПУ», то есть в закрытых тюрьмах со строгим режимом содержания. 23 мая он был доставлен в Суздальский политизолятор, а после – отправлен в Ярославский. С этого момента начался мученический подвиг исповедника. Бесконечные допросы, голод и холод непременно отразились на здоровье узника. На момент ареста ему уже шел седьмой десяток, он быстро терял зрение, а на все его просьбы о вызове врача, ему только усугубляли пребывание в тюрьме, ужесточая внутренний распорядок.

Множество тюрем ОГПУ сменил за время ареста мученик Михаил, с каждым днем время его пребывания в казематах не сокращалось. Так, 23 марта 1937 года, когда у Михаила Александровича заканчивался срок заключения, его решили не выпускать до смерти, и решением НКВД ему добавили еще 3 года заключения.

Новый срок заключения Михаил Новоселов отбывал в вологодской тюрьме, здесь ему был присвоен № 227. Содержание в этой тюрьме было невыносимым, как говорили сами узники, режим рассчитан на умерщвление и гниение.

Несмотря ни на что, Михаил Александрович остался тверд в убеждениях, безропотно страдая за Христа и ни на йоту не сомневаясь в Его милосердии. Собой он явил один из многочисленных примеров для подражания и даже среди заключенных, отъявленных уголовников, он пользовался непререкаемым авторитетом: его слушали и слышали, он вел задушевные беседы с сокамерниками, каждая из которых начиналась и заканчивалась молитвой.

14 января 1938 года помощник начальника по оперчасти тюрьмы составил для тройки НКВД справку, в которой писал, обвиняя Новоселова в контрреволюционной деятельности: «Читая газеты, сознательно извращает сообщаемые сведения и клевещет на внутреннее положение СССР, распространяет заведомую ложь и клевету в контрреволюционных целях, подчиняя своему контрреволюционному влиянию сокамерников, разлагающе действует на таковых». Дальнейшая судьба мученика Михаила была предрешена.

17 января тройка НКВД приговорила Михаила Новоселова к расстрелу, а 20 января 1938 год приговор был приведен в исполнение в Вологодской тюрьме.

Погребен Михаил Александрович Новоселов в безвестной могиле.

В 2005 году РПЦ причислила Михаила Новоселова к лику новомучеников.

Владимирцы, как и все жители России, обрели еще одного небесного заступника.

День памяти этого святого 8/21 января.

Основные источники:

«Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», игумен Дамаскин (Орловский), г.Тверь 2005 г.
«Письма к друзьям», М.А. Новоселов, Москва 1994 г.