ПУБЛИКАЦИИ


«

Зензивеев Сергий Александрович - протодиакон публикации


Воспоминания прихожан
о протодиаконе Сергии Зензевееве.

Праведной жизни был человек. Имел истинную, жертвенную христианскую любовь. Жизнь свою посвятил Богу. Любил церковь и службу. В каждое дело вкладывал душу.

В храм о. Сергий приходил рано. Зажигал лампады, звонил в колокола. Любил пение, в праздники старался создать торжество. С одного клироса переходил на другой: на правом поможет – спешит на левый, там поддержит. Часто читал канон. Старался украсить храм, создать благолепие. Доставал цветы к Плащанице. Старанием о. Сергия зажигались пасхальные буквы «ХВ». К Рождеству храме появлялись ясли. Особенно нарядно храм был украшен в престольный праздник. Все благоухало зеленью, цветами.

А как он усердно молился! Прошения на ектениях произносились благоговейно, трогательно, часто со слезами. Молитвенный покой разливался по храму, передавался молящимся.

Переживший много горя, о. Сергий любое горе переживал как свое. Старался помочь больному, бедному. Так у меня случился приступ аппендицита. Отец Сергий пришел к нам домой. Каким-то образом снял приступ. По милости Божией не пришлось обращаться к врачам.

Особое внимание о. Сергий уделял престарелым инокиням из закрытых монастырей. Утешал гостинцами, приносил лекарства, поддерживал. Не давал никому унывать. Всегда жизнерадостный, благородный, учтивый. Был внимательным и к старому, и к малому. Любил накормить нуждающегося, детей угощал сладостями. На святках дома у о. Сергия с матушкой появлялись славильщики. Каждого ждал подарок. Вспоминается елка, запах мандаринов.. Уютно у них было, простая обстановка.

На бой часов о. Сергий благоговейно осенял себя крестным знамением в память о смертном часе. Одевался отец протодиакон просто. Носил скромные подрясники. После Литургии о.Сергий, как правило, служил панихиду. Усердно молился, поминая усопших. Прочитывал многочисленные записки. Упоминал учителей, врачей, воинов… А главное – схимонаха Лукиана и схимонаха Корнилия.

Да упокоит Господь в селениих праведных душу великого труженика на ниве Христовой!

Монахиня Мария (Дыба) с сестрами, август 2009 г.

Мать его звали Александра, отца – Александр. Жену - Мария Павловна, дочь Людмила и ее муж Игорь. И трое внучат – Марина, Наталия и Юлия.

Мы приехали в 1969 году. Он уже служил в г. Александрове. В 1976 или 1977 году ему был юбилей – 50 лет служения и 70 лет жизни. Умер 24 августа 1978 года в больнице на Яузе после операции. Лежал всего одну неделю. Повезли с сильным приступом, а там разрезали, а у него рак. Возил Александр Иванович, он там в больнице и сейчас работает.

Был момент, когда о. Сергий сломал руку, но он не переставал служить и со сломанной рукой, и поднимал тяжелое Евангелие.

Целый день он был в храме, украшал иконы, готовил к празднику, вешал пелены сам, не доверяя уборщицам. Матушка даже обижалась, что он не бывает дома. И он, чтобы ее утешить, бежал в магазин за продуктами вечером после вечерней службы.

Евангелие читал всегда со слезами, очень благоговейно служил, успевал везде, помогал то левому, то правому хору. Очень красивый бас у него был, с красивым мягким бархатным тембром. Пел трио с батюшками. Подходил к хору и говорил: «Что вы поете как убиенные?». И тогда они начинали петь празднично и оживленно.

Для храма он ездил в Москву все закупать и ехал из Москвы навьюченным, с сумками и рюкзаками. Занимался электропроводкой, ремонтом, уборкой храма. На Рождество делал такой красивый вертеп, что такого нигде не было. Наверху над алтарем (вместо «Христос Воскресе») вырезали слова «С нами Бог». В яслях была солома. А ясли были из хвои и внутри горели гирлянды, как звездочки, внизу были овечки из теста. Там внутри стояла икона Рождества. А на Пасху горели слова «Христос Воскресе» полностью, и так красиво.

По воспоминаниям прихожан, о. Сергия забрали в тюрьму под великомученицу Варвару после всенощной, и все прихожане пошли его провожать до тюрьмы. А когда он освободился, то приехал опять служить в г. Александров.

Был он жизнерадостным, часто шутил. Прихожане его очень любили. И если давали ему записку, то были спокойны – он поминал, пока не истреплется записка. А если она истрепалась, то он просил ее заменить. Всех прихожан он знал в лицо, очень был общительный. Кадил красиво, величественно. Очень внимательным был к прихожанам.

Отец Сергий лечил людей травами и молитвами – читал прошения «Врачу душ и телес…» на Литургии. Когда лежал в больнице незадолго до смерти, сказал доктору Александру: «Мы еще послужим Матери Божией». Но ему пришлось служить уже там, на Небе, на Успение, так как он умер 24 августа.

Хоронил его весь город, даже совсем нецерковные молодые люди тоже пришли на похороны. Очень много было москвичей и высокопоставленных людей.

Семья Зининых.

Еще в юности ходила я в наш Троицкий Собор Александровского Успенского женского монастыря. Много пастырей сменилось в нашем храме, а диакон был один. Это был незабвенный протодиакон Сергий (Сергей Александрович Зензевеев). Внешне он был среднего роста, похож на царя Давида в моем представлении. У него были серо-зеленые глаза, просто очи, нос с горбинкой, волосы ниже плеч, был прям. Господь наградил его красивым голосом – баритоном и музыкальным слухом.

В храме он летал, как Ангел. Смотришь – только что был на амвоне, и уже выходит из Алтаря. Любил он благолепие храма и старался к праздникам украсить его. На Пасху всегда над Алтарем были полностью написаны слова «Христов Воскресе!» - они светились красными рубинами. На Рождество Христово делал вертеп посреди храма. Только он мог сделать такой красивый вертеп, над которым всегда сияла Вифлеемская звезда.

На клиросах пели прихожане, и он всегда помогал петь левому клиросу, задавал тон. По возможности, пел и на правом, украшая хор своим бархатным баритоном.

Отец Сергий был благоговейнеший диакон. Он как-то особо мог держать Евангелие у Царских врат и открывать и закрывать их с таким благоговением – медленно, плавно.

А как возглашал! Так, что невольно слова западали в душу и доходили до сердца. Всех поминал – живых и усопших. Иногда голос его дрогнет – чувствуется, что душа его о ком-то скорбит.

За слово Божие трижды был в ссылке, где пробыл восемнадцать лет. Рассказывали, что когда отец Сергий шел в ссылку, там были люди из духовенства, и он организовал их отслужить молебен. За это его наказали. Вещи ссыльных везли на лошадях, а ему тяжелый рюкзак пришлось нести самому. Отец Сергий имел фельдшерское образование и лечил ссыльных - как мог и чем мог. Для молитвы ссыльные сделали себе Крест из хлеба, пред которым возносили свои молитвы.

В жизни он был добрый и отзывчивый человек, многим помогал в их нуждах. Тяжелая болезнь оборвала жизнь отца Сергия. Мне удалось навестить его, когда он лежал в больнице. И там он старался быть полезным – я застала его с подносом в руках – он помогал разносить обед больным.

Скончался он Успенским постом, а похороны состоялись 26 августа 1978 года.

Прошло много лет со дня кончины протодиакона Сергия, а тропинка к его могиле не зарастает. Чья-то любящая рука приносит цветочки и обихаживает могилку. Люди помнят его и поминают в своих молитвах.

И память о тебе, отец Сергий, сохранится из рода в род!

Бобек Л. А.



Благодарим за помощь в сборе информации игумению Иоанну (Смуткину) и монахиню Сергию (Каламкарову) Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова.